AGP-разъем к материнской плате. Совместимость стандартов AGP? установка современных видеокарт на старые системные платы Agp новые

  • Дата: 18.10.2022

Сегодня компьютерные технологии развиваются столь быстрыми темпами, что владельцы персональных компьютеров просто не успевают закончить модернизацию своего компьютера, когда производители выпускают очередную новинку. Кажется, что процесс модернизации никогда не закончится. То же самое случилось, когда на материнских платах появился AGP-разъем. Почему этот разъем так быстро ушел в небытие? Какова история его появления?

AGP-разъем: история появления

AGP представляет собой специализированный разъем для подключения к материнской плате видеокарты. Соответственно, он устанавливается на этой плате. Аббревиатура AGP на английском языке расшифровывается как Accelerated Graphics Port,что если переводить дословно означает «быстрый графический порт». Почему же его назвали именно так, и как он появился? Вплоть до 1996 в качестве графического интерфейса, используемого производителями видеокарт, выступал PCI. Однако скорость обмена информацией при использовании этой графической шины была достаточно мала. Требования, которые постепенно возникали у разработчиков программного обеспечения, не могли быть целиком и полностью удовлетворены при помощи этого интерфейса, это не говоря уже о разработках на будущие периоды. По этой причине компания Intel разрабатывает AGP-разъем и устанавливает его на материнскую плату. Вместе с тем разрабатываются и видеокарты с таким интерфейсом. Двадцать лет спустя появляется новый комплект материнской платы и соответствующей ей видеокарты.

Видеокарта с разъемом AGP: преимущества

Если рассуждать о преимуществах, которые приобрели компьютеры, обладающие AGP-разъемом, то стоит отметить, что пропускная способность данной шины сразу была увеличена в два раза. Благодаря чему удалось сделать это? Во-первых, за счет увеличения частоты обмена по данному интерфейсу. Разъем AGP позволил увеличить скорость обмена информацией до 66 мГц. Это дало возможность создавать более мощные видеокарты. Программисты стали разрабатывать под этот интерфейс соответствующие приложения. Примерно в это же время появляются новые программные продукты, в том числе и игровые. Все эти преимущества и привели к тому, что владельцы персональных компьютеров занялись модернизацией собственного оборудования. Однако для этого приходилось выполнять замену не только материнской платы и процессора, но и видеокарты. Для тех пользователей, которые в то время не могли себе позволить провести полную модернизацию персонального компьютера, был разработан переходник с AGP. Это дало возможность на какое-то время сэкономить средства на замену видеокарты. Со временем, конечно, так или иначе, пришлось сделать полную замену оборудования компьютера.

Какие существуют виды разъемов AGP?

Интерфейс AGP просуществовал вплоть до 2004 года. Разработчики за восемь лет значительно модернизировали данный интерфейс, увеличивая его производительность. Если говорить о разрядности шины, то она во всех вариантах используется 32-разрядная. Немного позже появились компьютеры, имеющие 64-битную шину. По этой причине разработчикам пришлось использовать 32-разрядный интерфейс и искать возможность повышать производительность видеокарт и самого интерфейса AGP. Какой же выход из сложившейся ситуации был найден? Для решения проблемы разработчики использовали пакетную передачу данных. Так, например, первая карта AGP-1за один такт передавала один пакет информации. Однако этого оказалось недостаточно, поэтому практически сразу была разработана AGP-1, которая за такт передавала два пакета. Скорость передачи данных при этом была увеличена в два раза. Два года спустя разработчики выпустили уже AGP-4. Скорость по сравнению с картой предшественницей была увеличена еще в два раза. Производительность или пропускная способность интерфейса AGP-4при этом составляла один гигабит в секунду. Однако и этого оказалось недостаточно. Несколько лет спустя в продаже появились видеокарты AGP-8, которые оперировали уже восемью блоками информации за такт и пропускным каналом интерфейса в два гигабита за секунду. При этом появилась проблема передачи мощности через разъем AGP. Слот AGP-8 не позволял обеспечить хороший контакт при передаче большой мощности по питанию видеокарты. Специально для мощных игровых видеокарт разработчики создали слот AGP Pro. Это была последняя модификация данного интерфейса.

Дальнейшая история слота AGP

Что бы там ни было, со временем стало понятно, что компьютерам требуется новый интерфейс, который смог бы заменить собой разъем AGP. Материнской плате был нужен новый слот, который, с одной стороны, мог бы иметь большую пропускную способность, и с другой стороны – обеспечить все возрастающую потребляемую мощность. На смену AGP, начиная с 2004 года, приходит PCI Express. Преимущество этого слота заключалось в возможности работы с 64-бытными шинами, что значительно повышает возможность работы с графикой. Примерно в это же время на рынке начинают появляться мониторы больших размеров. Чтобы качественно отображать такое изображение на мониторе, необходимо было работать с большими разрешениями. Производители компьютерных игр постоянно разрабатывают продукцию, которая требует более высоких системных требований к видеосистеме компьютера. Разъем AGP в этом случае безнадежно уходит в прошлое. Действительно ли для данного интерфейса все так плохо? Куда исчезнет слот AGP? Можно ли на сегодняшний день сказать, что эра AGP ушла безвозвратно? Возможно, в скором времени наступят времена, когда будет невозможно найти материнскую плату или видеокарту с таким разъемом, разве что на компьютерной барахолке или в специализированном музее. Сегодня данный интерфейс весьма активно используется. Оборудование с таким слотом уже давно перестали выпускать, да и последние запасы на складах в скором времени совсем иссякнут. А те экземпляры, которые установлены в компьютерах сегодня, постепенно приходят в негодность. Тогда люди в скором времени начнут забывать о слотах AGP. Но до этого еще далеко.

Использование слота AGP в современных условиях

Как ранее уже было сказано, компьютеры с интерфейсом AGP невозможно использовать в тех устройствах, которые работают с графическими, видео- и игровыми приложениями. Однако количество компьютеров, которые работают с такими приложениями не так велико. Самый большой сегмент занимают компьютеры, работающие с офисными приложениями. Для них скорость видеопотока не слишком важна. Достаточно много компьютеров, имеющих AGP-слот, работают и сегодня. А поскольку надежность таких машин довольно велика, многие компании не спешат отказываться от их использования в своих офисах. Скорее всего, такая ситуация еще будет продолжаться не один год. Рано или поздно, AGP, конечно, будет вытеснен более современным и новым слотом, однако для этого потребуется определенное время.

Компромиссное решение конструкторов материнских плат

Производители компьютерной техники предполагали, что замена слота AGP на PCI-Express будет идти довольно быстрыми темпами. Но этого не произошло. На последнем этапе своего развития AGP-карты оказались настолько хороши, что многие пользователи и по сей день не спешат от них отказываться. С другой стороны, подобная модернизация требует довольно много средств. Для пользователей это сдерживающий фактор. Учитывая это, производители материнских плат решили пойти на компромисс. Они приняли решение установить на материнской плате одновременно два слота – AGP и PCI Express.Однако, одновременно использовать оба слота невозможно. Пользователь мог выбрать тот слот, видеокарта на который у него имелась.

Возможность использования разъема AGP в других целях

Многих пользователей интересует вопрос о том, какие устройства можно подключить к разъему AGP, поскольку довольно часто в описанных выше компьютерных системах, данный слот освобождается и не используется. Стоит понимать, что данный интерфейс был разработан специально для управления видеокартой. Можно ли использовать его для других целей? В принципе, это возможно, однако для этого необходимо переделать управление данным интерфейсом. Вряд ли эффективность такого управления увеличится. Существует множество других интерфейсов, предназначенных для решения такого рода задач.

Приветствую своих читателей и сегодня у нас необычная тема, героем которой является AGP разъем. Да, друзья мои, не многие его застали в действии. Но он еще присутствует на некоторых компьютерах. Поэтому в целях детального изучения имеющегося у вас железа, поговорим об этом слоте.

Процесс появления разъема AGP напрямую связан с развитием компьютерных технологий. Попытки максимального апгрейда ПК всегда не имели полного успеха, поскольку постоянно появлялось что-то новое. И чтобы получить хоть какой-то задел по протоколу соединения был придуман разъем AGP, который в свое время стали активно использовать на материнских платах разных производителей.

Запас нужен был по скорости передачи данных. Поскольку именно этот параметр становился наиболее актуальным для работы видеоадаптера.

Поэтому неудивительно, что разъем был в основном заточен под универсальность и высокую пропускную способность. Но получил название AGP — Accelerated Graphics Port. Я думаю, что с переводом данной формулировки многие справятся без, словаря. Но на всякий случай скажу, это «быстрый графический порт».

Конечно, AGP не создавался на ровном месте. Его предшественником был коннектор , который сначала сносно выполнял свою функцию. Но с ростом требований разработчиков стал «слабым звеном». Поэтому ведущими производителями компьютерного железа велись активные разработки. И вот в 1996 году компанией Intel была представлена новая материнская плата с новым разъемом AGP, рассчитанным на 32-х битную архитектуру. Естественно, под него была создана и видеокарта, поддерживающая данную шину.

Возможности интерфейса AGP

Что же такого интересного предложили разработчики Интел более двадцати лет назад, что данный разъем не просто стал популярным, но, пройдя разные модификации, дожил в некоторых машинах и до наших дней?

  • Главное достоинство на тот момент нового коннектора – это вдвое увеличенная пропускная способность. Достигалось это за счет более высокой частоты обмена данными, которая на тот момент достигла 66 МГц и возможностью работы с разделением запросов на передачу данных и на выполнение операций.

  • Второе преимущество, которое получил стандарт AGP – это возможность прямого обращения к основной системной (оперативной) памяти в режимах DMA и DME не задействуя . Это не только разгружало ЦПУ, но и позволяло видеокарте расширить объем используемой памяти за счет внешних источников.
  • Третье новшество – слот AGP позволял работать с более мощными видеокартами, потребляющими до 40 W.

Какие игры вышли в рассвете AGP?

Такая технология позволила повысить производительность видеокарт и дала толчок к разработке принципиально нового программного обеспечения. Среди них стоит отдельно выделить игровое направление, которое стало своеобразным двигателем прогресса. Ведь именно геймеры первыми стали активно внедрять новшества, меняя на своих ПК материнки и видеокарты.

Иначе и быть не могло, ведь за те 8 лет, пока AGP являлся безальтернативным слотом для видеокарт, на свет появились компьютерные игры, ставшие настоящими легендами:

  • Quake 3
  • Fallout
  • Half-Life
  • Diablo II
  • The Sims
  • Warcraft III
  • Grand Theft Auto III
  • Grand Theft Auto: Vice City
  • World of Warcraft
  • Call of Duty

Как вам списочек? Впечатляет? У меня самого накатилась скупая ностальгическая слеза, и я думаю многие меня поймут и поддержат. Да даже ради одной из них уже стоило занять деньги и идти в магазин за железом для апгрейда. Для тех, у кого возможности были ограничены разработали специальный переходник AGP-PCI.

Интерфейс AGP постоянно совершенствовался и модернизировался в плане увеличения производительности: успели появиться 4-е его стандарта, обозначаемые 1x, 2x, 4x, 8x. Цифра показывает количество информационных блоков, передаваемых за один такт работы процессора.

Версия 8х обеспечивала скорость 2 Гб/с и могла обслуживать видеокарты типа NVidia GeForce 6600. Однако уже здесь начали проявлять себя проблемы с передающими питание контактами при большой нагрузке видеоадаптера.

Новый шаг в сторону прогресса

Избавить от этого недостатка должна была разработка AGP Pro. Но она оказалась финальной и не актуальной. Поскольку в 2004 году акцент уже делался на 64-х битные системы. А это уже выходило за пределы возможностей обсуждаемого нами разъема. Новым интерфейсом, удовлетворявшим растущим требованиям, стал PCI Express ():

  • Он был заточен под 64-битную архитектуру;
  • Имел большой потенциал для инновационных решений;
  • Отлично справлялся высокопотоковым видео в большом разрешении.

Но производители материнских карт не спешили отказываться от AGP, совмещая его и PCI-E разъемы на одной плате. Дело в том, что и на складах, и на рынке вторичного железа оставалось немало видеоадаптеров, поддерживающих старый разъем.

Кроме того на большинстве офисных машин он прекрасно справлялся со своими задачами. Однако при наличии двух разных слотов работать мог только один. Попытку обойти это ограничение предприняла компания Elitegroup на материнке 915P-A, которую они оснастили коннекторами AGP Express и PCI Express x16.

В конечном итоге разъем AGP, отошел в прошлое.

Но если вы относите себя к опытным компьютерщикам, то конечно должны знать и его историю, и технические возможности, которыми все еще можно воспользоваться.

Вот, пожалуй, и все по этой теме.

Буду прощаться, и желать вам всех благ!

"Хотелось бы обмусолить тему, дабы раз и навсегда разобраться с вопросом на чём гонять АГП." - XSS

В данной статье (надеюсь, не последней) пойдёт речь о том, какие существуют платформы для бенчмаркинга видеокарт с интерфейсом AGP . Если ваша задача - срубить побольше боинтов на всем известном сайте (как это не слышали? Пишите, расскажем ), то вы не по адресу - на AGP много не заработать. Взяв топовый на данный момент процессор, разогнав его на воздухе и отгоняв десяток самых популярных видеокарт прошлых поколений, вы таким образом получите больше трешебоинтов, чем отгоняв, пожалуй, все AGP карты. Потому бенчмаркинг AGP - вопрос личного интереса, "old school", дань памяти и каждый сам решает, чего ещё.

Основная проблема, стоявшая перед 3D-бенчмаркингом - это процессорозависимость. Именно она не даёт полной отдачи от разгона видео, а порой позволяет на дефолте обходить разогнанные карты. Хотя кажется, что карты AGP настолько слабы, что их процессорозависимость минимальна, это не так. Раньше основная битва в стане AGP была между socket A и socket 478 .

Мы же рассмотрим, какие возможности для бенчмаркинга AGP видеокарт появились спустя почти 10 лет с выхода вышеупомянутой статьи, где, кстати, гоняли предпоследнее поколение AGP -видеокарт.

Платформа Intel

Проверенные решения

Тут практически без вариантов поделки от ASRock. Материнские платы широко используются и поддерживают все LGA775 процессоры (а именно - включая Penryn). ASRock ConRoe865PE Северный мост - Intel 865PE . Заявлена поддержка всех Core2 и Core2 Quad на Kentsfield. DDR1. С разгоном в BIOS уныло. Напряжение питания процессора изменяется простым вольтмодом. Обсуждение на overclockers.ru ASRock 4CoreDual-SATA2

Другие решения

Чипсет Intel 865G . Официально не держит квады. Самый максимум X6800 . Для платы существует модифицированный BIOS , значительно расширяющий её возможности.

Северный мост - VIA P4M800 Pro . Последний BIOS датируется серединой 2007 года, потому плата наверняка не поддерживает Penryn. Таким образом, её предел - X6800. Gigabyte GA-8I865GME-775-RH

Северный мост - Intel 865G . Ревизии 2.0 , 3.9 и 6.6 поддерживают Core2 65nm, последняя ревизия 6.6 - квады до QX6800 (про поддержку QX6850 не говорится, хотя по идее должен а пониженной шине). Последний BIOS, датирован 2007 годом, т.е. поддержки Penryn наверняка нет. Визуальные отличия между ревизиями платы можно изучить на следующем картинке:

Gigabyte GA-VM800PMC

Северный мост - VIA P4M800 Pro . Поддерживает только Pentium Dual-core E2xxx и Core2 Duo E4xxx. Официально не поддерживается даже E6xxx, не говоря уже про квады и Penryn. В порядке рабочего бреда стоит также упомянуть следующие платы:

Эти ревизии поддерживают Pentium Dual-core E2200/2220 и Core2 Duo E4300. Больше хорошего про них говорить не стану, да и не могу.

Следует напомнить, что чипсет должен работать с максимальной частотой и независимо от памяти (уметь менять делители памяти). На процессор, в большинстве случаев, должно быть повышено напряжение, что возможно только модификациями материнских плат. Вольтмод чипсета также рекомендуется в некоторых случаях. С процессорами, как и везде, два варианта. Разгон по шине и свободный множитель.

Разгон по шине. За точку отсчёта возьмём 300 МГц по шине, что для большинства матерей и на Intel и на VIA вполне реально. Для достижения максимального эффекта нужна низкая номинальная шина, высокий множитель и как можно бОльший кэш. Обращаю отдельное внимание, что речь идёт о теоретическом пределе разгона по шине, исходя из предела в 300МГц для материнской платы. Соотносите данные с объективной реальностью - что на E5800 вы не достигнете шины 300, поскольку частота 4800МГц на воздухе для E5xxx - недостижима. Ближе к реальности - около 4ГГц, для E4xxx - 3,7-3,9ГГц. Для E8400 реально уйти выше названной частоты, поскольку 300МГц взято из 99% гарантии работы, а на деле платы могут 320МГц, а порой и выше. В идеале - проверяйте сперва свои процессоры на приличных материнских платах на предмет разгонного потенциала, отношения к повышению напряжения, FSB wall и т.п. 2 ядра, 2 кэш, 200 шина Самый простой и бюджетный вариант.

  • Core 2 Duo E4600 или Core 2 Duo E4700

2 метра кэша шина 200(800) МГц. Множитель 12/13. С разгоном до 300 по шине предельная частота 3600/3900 МГц.

  • Pentium Dual-Core E5700 или Pentium Dual-Core E5800

Всё те же унылые 2 метра кэша, та же шина, меньший техпроцесс, но повыше множители - 15/16 и получше производительность. Предельная частота 4500/4800 МГц. 2 ядра, 3 кэш, 266 шина

  • Core 2 Duo E7500 или Core 2 Duo E7600

Множитель 11/11,5. С разгоном, соответственно, 3300/3450 МГц. И неизвестно, как поведёт себя мать с дробным множителем в случае с E7600. 2 ядра, 6 кэш, 333 шина

Множитель 10, что с обсуждаемой частотой шины даёт 3000 МГц. Обладая могучим кэшэм в 6 метров он может обогнать все вышеописанные процы в 3дмарках, если конкретная карта в тесте не упирается в производительность процессора. 4 ядра, 8 кэш, 266 шина

Наверное идеальный вариант из дешёвых квадов, если выбирать только из Intel. Точно поддерживается большинством матерей (официально не поддерживается 775Dual-VSTA и P5PE-VM). Предельная частота 3000 МГц. 8 метров кэша и 4 ядра для AGP вполне круто в ядрозависимых марках (3DMark06). Разгон с множителем

Лютая интеловская экзотика, скорее даже исключение из правил. Свободный множитель. По умолчанию 11, шина 266. К сожалению, кэш всего 2 метра. На воздухе процессор полностью аналогичен E5700/5800, поскольку сверхвысокие множители E6500K недостижимы из-за слишком большой итоговой частоты (E6500K гонится как E5200-5800, т.е. 4,5-4,7 ГГц на воздухе не может, как E8400-8600) Из шести штук XE процов под 775 интересны только три с половиной.

  • QX9770 - топовый процессор. Даже номинальная шина недостижима на обсуждаемых материнских платах, потому работать он будет на меньшей шине. По сути, для нас он является Wolfdale со свободным множителем, от 4-х ядер толку около нуля.
  • QX9650 - то же самое, но дешевле. Потому, если не жалко денег, рекомендуется к приобретению, как лучший для тестов AGP как минимум на Intel.
  • X6800 Единственный в линейке с двумя ядрами. Шина 266, но настораживает всего 4 метра кэша. Что удивительно, на данный момент на ебее дешевле, чем более унылый E6500K, о котором выше.
  • QX6700 8 кэша, 266 шина.
  • Если хватает денег и не жалко - QX9770/9650, получаем Wolfdale с шестью метрами кэша со свободным множителем
  • Если денег поменьше - берём E5300-5800 (с младшими придётся чуть больше выжать шину, чтобы достичь предела камня), в связку рекомендуется взять E8400/8600 для прироста в нетребовательных к мощности CPU случаях
  • То же, но с мощным криогенным охлаждением и желанием не быть как все - вместо E5800 ищем E6500K
  • Самый простой вариант из конкурентоспособных - E4600/4700

Платформа AMD


Классическая схема - южный мост NVIDIA nForce3 250 , при этом разведена память DDR2 и поддерживаются Phenom II. Плата не поддерживает разблокировку ядер, т.е. если вы собрались гонять 3DMark06 на 4-х ядрах - вам нужен Phenom II X4.

Более извращённая схема, использующая в качестве чипсета связку ULi (купленная NVIDIA) M1695 + nForce3 250 , а потому обладающая PCI-E и AGP портами, в остальном идентичная AM2NF3. Также не поддерживает разблокировку ядер. Процессоры

  • AMD Phenom II X2 555-570 Black Edition
  • AMD Phenom II X4 955-980 Black Edition

Желательно искать процессоры степпинга C3, по причине их более высокого разгонного потенциала.

Начало эпохи PCI-Express

Настало время, когда даже пропускной способности интерфейса AGP 8x перестало хватать, да и назрела необходимость замены старому PCI. Тогда-то и появился 3GIO (3rd generation I/O - система ввода-вывода третьего поколения) с кодовым названием Araphoe . То, что сейчас известно как PCI-Express . Когда стандарт был принят, Intel возвестила, что следующий виток эволюции (в лице чипсетов i915P/925X) будет сопровождён полной сменой инфраструктуры - socket 478 на socket T (AKA LGA775), DDR1 на DDR2, AGP на PCI-Express. Производители GPU, имеющие чипы с интерфейсом AGP быстро обновляют свои решения - ATI выпускает Radeon X-серии с родной поддержкой PCI-E, NVIDIA создаёт двухсторонний переходной мост HSI, позволяя производителям адаптировать чипы с интерфейсом AGP для стандарта PCI-Express, и даже XGI создаёт свой переходной мост . Переходной мост Rialto создала и компания ATI, но использовался он только для создания AGP-версий PCI-E видеокарт.

XGI XG47

Radeon 3850 AGP

Отдельно отличилась NVIDIA - чип NV40, выпущенный под именем Geforce 6800GT/Ultra, имел интерфейс AGP и попал как раз в момент появления PCI-Express. Вместо того, чтобы воспользоваться тем же решением, что в Geforce PCX и распаять на плате мост HSI, NVIDIA распаивает HSI прямо на подложке GPU! Решение получило название NV45, но недолго просуществовало, уступив место NV41 и NV42, имевшим врождённую поддержку PCI-E.
В это переходное время, как обычно и бывает, начали появляться решения, стремящиеся помочь тем, кто не попадал в эволюционный виток, навязанный Intel - т.е. тем, кто имел мощную AGP видеокарту и хотел обновить старую AGP систему, либо наоборот, имел AGP платформу, не уступающую в производительности новой LGA775, но хотел обновить видеокарту. Были созданы и продемонстрированы версии карт, обладающие двумя интерфейсами - как AGP, так и PCI-Express.

HIS X1600 Pro

Переходники

Поскольку мост HSI работает в обе стороны, то идея переходника, можно сказать, витала в воздухе. И была воплощена компанией Albatron , выпустившей переходник (A GP To P CI-E).

Переходник Albatron ATOP

Система с переходником Albatron ATOP в действии

Казалось бы, идеальный вариант для тестирования AGP карт в PCI-E материнских платах. Но ограничения его работы сделали его практически непригодным для использования:

  1. Очень ограниченный список поддерживаемых карт (Geforce 2, являющийся ближайшим родственником поддерживаемой Geforce4 MX, не запустился. Равно как ни одна карта ATI)
  2. Из-за джамперов, задающих, видимо, Dev_ID страпы, карта определяется драйверами и GPU-Z как соответствующая PCX, т.е. имеющая интерфейс PCI-E, а не AGP.

AGP 2x to PCI66 Такой переходник был сделан не один, но из последних вариантов - это версия trevormaco под названием , где сделан простой электрический переходник AGP в шину PCI. В режиме PCI66 , разъём AGP будет работать в режиме AGP 1x (т.е. без мультиплексирования, но на шине 66МГц). Разрабатывался для видеокарт Voodoo 6000, потому имеет соответствующий ценник и разъём стандарта AGP 2x. Поскольку PCI, то поддерживаются только 3.3В карты.

Переходник AGP2PCI

Система на базе переходника AGP2PCI и 3dfx Voodoo 5500 AGP

Платформа для AGP 2x карт, заключение

Если AGP в целом имеют небольшой запас очков, которые можно заработать, то AGP 2x и вовсе неблагодарное в этом смысле занятие. Помимо экзотики с переходником AGP2PCI, также существуют и платформы для работы с такими картами. В силу того, что материнские платы с поддержкой AGP 8x не поддерживают 3.3В карты, для тестов старых AGP 2x карт приходится использовать материнские платы с универсальным разъёмом AGP, обладающие поддержкой только .

Для платформы Intel подойдут платы на следующих чипсетах:

  • SiS 645
  • VIA P4X266E

Для AMD топовым чипсетом является VIA KT333 , который и используется в большинстве категорий, тем более, что многие процессоры socket A обладают свободным множителем.

Карты с интерфейсом AGP 2x имеют прорезь в отличном от слота AGP 8x месте, потому физически в указанные ранее платы, не влезут. Но влезут в универсальные AGP 4x платы. Существуют также 1.5В AGP 4x платы, у которых прорезь присутствует там же, где у AGP 8x плат, да и с совместимостью те же ограничения (т.е. 3.3В AGP 2x они не принимают).

AGP 2x разъём

универсальный (без ключей) AGP 4x разъём; всеядный

AGP 4x 1.5В разъём или AGP 8x разъём; не принимает AGP 2x карты

Заключение

Надеюсь, данная статья помогла ответить на интересующие вопросы по бенчингу AGP карт, открыла что-то новое или освежила забытое. Хочу высказать благодарность в первую очередь XSS , который в своё время данный вопрос и поднял и начал работу по упорядочиванию имеющихся знаний.

Также выражаю благодарность участникам команд (думаю, сами поймёте, кому): Always More Digital, Hardware Hackers, Team MXS сайт, Team Russia, XtremeLabs.org и просто вольным оверклокерам, если кого-то забыл. Надеюсь, это будет первой ласточкой подобных статей.