Что такое Hardware Monitor и зачем это нужно. Что такое hardware и software? Что означает hardware

  • Дата: 18.10.2022

ITC Online

Что такое Hardware T&L?


Выглядит, как отрывок криминального романа: "Блок Hardware T&L, он же -- Hardware TCL, он же -- геометрический процессор". Что скрывается за всеми этими аббревиатурами? А скрывается за ними часть графического чипа, которая обеспечивает аппаратный расчет некоторых геометрических преобразований без использования ресурсов центрального процессора (CPU). Впрочем, "часть" -- это применительно к современным игровым акселераторам, на профессиональных видеокартах блок аппаратного расчета геометрии, как правило, присутствует в виде отдельного чипа (знаменитая серия GLINT Gamma от 3Dlabs).

Собственно, именно из мира профессиональных OpenGL-карт и пришли к нам все вышеперечисленные термины. Правда, как водится, "персональный" пользователь, склонный больше к играм, чем к серьезным OpenGL-приложениям, ждал от ускорителей трехмерной графики несколько других качеств, поэтому старую идею пришлось на лету подгонять под новые требования. В результате Hardware T&L в исполнении лидеров игровой 3D-акселерации по-прежнему не очень подходит профессионалам, так что обсуждать мы будем в дальнейшем только одно его применение, а именно -- игры.

Что "умеет" аппаратная геометрия?


Для начала -- расшифровки и терминология. Аббревиатура Hardware T&L полностью звучит как Hardware Transformation and Lighting, т. е. "аппаратный расчет трансформации и освещения", она обозначает то, чем занимается соответствующий блок. Правда, в последнее время иногда подвергают критике этот термин, потому что в свете реальных возможностей современных чипов он несколько неполный. Более корректно называть данный набор функций Hardware TCL -- Hardware Transformation, Clipping & Lighting, т. е. к трансформации и освещению добавляется еще один пункт -- "отсечение". В принципе, аббревиатура T&L уже прижилась, но для корректности, по крайней мере в этой статье, мы будем далее употреблять полное перечисление, т. е. TCL. Разбираться во всех этих дебрях проще всего постепенно, что мы и сделаем.

Transformation. Придется все же начать издалека, но постараемся свести теоретическую часть к необходимому минимуму. Общеизвестно, что мир -- трехмерный, экран же монитора -- плоский. Таким образом, моделируя реальный (или вымышленный, это несущественно) мир на экране, мы неизбежно приходим к необходимости преобразовывать трехмерные координаты трехмерных же объектов в двухмерные. Сами же объекты за счет этого отображаются в плоском виде и только с той стороны, с какой мы на них смотрим. Именно преобразованием координат из одной системы измерений в другую и занимается блок аппаратной трансформации. То есть получая на входе координаты объектов сцены в трехмерной системе, он выдает блоку растеризации уже двухмерные координаты, привязанные к конкретной точке обзора, взгляд из которой на "мир" и будет отображен на экране.

Clipping. Отсечение -- очень простая и очевидная операция: вычислить все те объекты (и/или их части), которые не будут видны на экране, и "отсечь" их, т. е. попросту не обрабатывать далее никаким образом. Clipping -- очень существенное подспорье для графического акселератора. Как известно, один из наиболее действенных способов ускорения любой работы -- это четко определить, чего делать не надо . При аппаратном TCL clipping осуществляется следующим образом: блоку геометрических вычислений определяют шесть плоскостей, ограничивающих именно ту часть "мира", которая сейчас будет отображена на экране (в самом простом варианте эти плоскости образуют усеченную пирамиду). После этого все объекты, находящиеся за пределами получившейся фигуры, объявляются для данного кадра значения не имеющими и, соответственно, не обрабатываются. На самом деле TCL-блоки современных игровых акселераторов умеют работать даже с большим количеством отсекающих плоскостей, но общий принцип процесса во всех случаях одинаков.

Lighting. Этот блок отвечает за освещение присутствующих в сцене объектов. Все современные 3D-акселераторы с поддержкой аппаратного TCL обеспечивают расчет освещения от восьми независимых источников. Объясняется это и тем, что таков необходимый минимум (явно указанный в спецификации OpenGL), и принципом разумной достаточности. Кстати, под словами "источник света" подразумевается именно первичный источник -- блики и отражения самостоятельными осветителями не считаются, как раз их и "вычисляет" TCL-блок. Классическим примером возможного применения аппаратного расчета освещения является элементарная горящая свеча. Кстати, пример этот в то же самое время и очень сложный, даже для чипа с TCL -- ведь пламя свечи постоянно изменяется, так же как и блики от него, к тому же само по себе пламя обладает определенной прозрачностью. Насколько нам известно, ни один современный графический чип не может отобразить в режиме реального времени полностью реалистичную модель горящей свечи. Однако именно такая степень реализма и является основной целью введения различных "геометрических" новшеств в 3D-акселераторы.

Альтернативы


Естественно, и до появления игровых чипов с поддержкой TCL соответствующие эффекты в играх все равно присутствовали. Их расчетом занимался центральный процессор, что, естественно, накладывало определенные ограничения. Причем не только по количеству эффектов, но и по качеству их реализации: для того чтобы не задавать CPU "непосильных задачек", разработчики игр применяли значительно упрощенные алгоритмы, к примеру для расчета динамического освещения. Кстати, именно поэтому многие сравнения программного и аппаратного TCL выглядят не совсем корректно -- заявляется: "Вот, смотрите, скорость почти одинакова!", но не принимается во внимание качество результата, в котором программная реализация может значительно уступать аппаратной.

Кроме того, сторонники программного TCL забывают об одном немаловажном факторе: аппаратный расчет геометрии, реализованный в графическом чипе, позволяет разгрузить CPU, в результате чего у процессора появится возможность уделить больше внимания другим вещам. Каким? К примеру, искусственному интеллекту компьютерного противника. "Тупость" AI (искусственного интеллекта) уже давно стала притчей во языцех у всех игроков, но посудите сами: откуда ему быть "умным", если почти все время процессор занят обсчетом графики? Вот и приходится останавливаться на самых примитивных алгоритмах, чтобы скорость игры не страдала.

Реальное применение: ложка дегтя


Применение Hardware TCL в современных играх оставляет желать лучшего. Из недавно вышедших, в которых заявлена его полная поддержка, "сходу" вспоминаются только MDK2, Soldier of Fortune и Heavy Metal F.A.K.K.2. Quake III для расчета освещения использует CPU, только трансформацию "отдавая на откуп" графической карте при условии наличия на ней соответствующего блока. Ну а второй по популярности движок -- Unreal/Unreal Tournament -- аппаратную геометрию не использует вовсе. Так что пока нам остается утешаться технологическими демо от NVidia и ATI да красивостями игровых тестов в 3DMark 2000 -- пожалуй, только в этом ПО возможности Hardware TCL используются пока в полную силу. Ну и естественно, ждать новых игр -- в большинстве из них разработчики заявили поддержку TCL чуть ли не как одно из основных достоинств.

Мини-тест


В приведенных диаграммах мы попытались проиллюстрировать наиболее интересные особенности применения аппаратного расчета геометрии на примере трех ведущих чипов с поддержкой Hardware TCL -- NVidia GeForce2 GTS/MX и ATI RADEON. S3 Savage 2000, также имеющий "на борту" TCL-блок, из тестирования выбыл по причинам, описанным ниже (в выводах).

Как видно из диаграммы (рис. 1), наиболее значительный эффект от TCL наблюдается в низких разрешениях. Это свидетельствует о том, что пока основным "тормозящим" фактором являются все же не геометрические преобразования, а банальный fillrate (скорость заполнения сцены, за которую отвечает блок растеризации). В высоких разрешениях графический чип просто не успевает сформировать "картинку" с той скоростью, с какой TCL-блок ее обсчитывает, поэтому разница между программным и аппаратным TCL становится менее заметной.

Рис. 1

Представим себе условную ситуацию: на рендеринг каждого кадра при скорости 100 fps уходит 1000/100 = 10 мс. Предположим, что в низком разрешении по 3 мс этого времени занимают "процессорная" и TCL-стадии, а остальные 4 мс -- формирование результирующей "картинки" во фрейм-буфере блоком растеризации (наложение текстур и спецэффектов).

Теперь переключимся в более высокое разрешение и 32-битовый цвет. Процессорная и TCL-стадии практически не зависят от разрешения (операции умножения/деления/сложения/вычитания над числами в довольно широком диапазоне выполняются с одинаковой скоростью). А вот для блока растеризации по-прежнему "альфой и омегой" является одна-единственная точка на экране (она же -- во фрейм-буфере), которую нужно "покрасить" в определенный цвет путем наложения одной или нескольких текстур плюс спецэффекты. И чем больше этих точек, чем больше бит используется для задания цвета каждой из них, тем медленнее происходит процесс. Предположим, что в результате fps снизился до значения 60. Таким образом, на две первые стадии мы по-прежнему тратим 6 мс, на рендеринг же подготовленного кадра -- (1000: 60) - 6 " 10,7 мс. И если в предыдущем примере "удельный вес" блока TCL в общем времени расчета кадра составлял 30%, то с повышением разрешения он снизился до 3: 16,7 " 18%. Наоборот, значимость "вклада" блока растеризации возрастет с 40% до 10,7: 1 6,7 " 64%. При дальнейшем увеличении размера картинки зависимость сохранится, и доля блока растеризации будет становиться еще больше.

Также заметно (рис. 2), что аппаратный TCL "виднее" на более слабых процессорах. Однако можно к этому факту подойти и с другой стороны: посмотрите, насколько велика разница между Pentium III 600EB с включенной поддержкой аппаратного TCL и Pentium III 866 в режиме "процессорного" расчета геометрии. Велика -- это даже не то слово, она громадна . А теперь попробуйте представить, какой частоты процессор может понадобиться для того, чтобы программный TCL сравнялся по производительности со схемой "аппаратный TCL плюс далеко не самый мощный CPU". Нам кажется, что данные этого теста убедительно показывают преимущество аппаратного TCL над простым наращиванием мощности центрального процессора.

Ну и раз уж мы проводили тесты наиболее популярных 3D-акселераторов с поддержкой аппаратной геометрии, интересно заодно было выяснить, чей TCL-блок является максимально результативным. В диаграмме на рис. 4 можно видеть максимальные значения "КПД TCL-блока", полученные на двух самых мощных видеокартах, принимавших участие в тестировании. Значение "КПД" получалось самым простым образом: результат теста с включенной TCL-оптимизацией делился на fps этого же теста с оптимизацией выключенной. Как ясно из диаграммы, лидирующее место занял ATI RADEON. Впрочем, ввиду новизны самого понятия аппаратного расчета геометрии и освещенности с использованием возможностей 3D-акселератора, слишком серьезно это сравнение мы воспринимать не рекомендуем -- все может очень существенно измениться просто при переходе на другую тестовую программу.


Рис. 4

Выводы


Как ни странно (впрочем, зачастую именно так и случается в отношении новых технологий), легче всего перечислить неправильные утверждения относительно полезности аппаратного расчета геометрии и освещения.

Неправильное утверждение # 1: если в чипе присутствует блок аппаратного TCL, то это -- хороший графический чип . S3 Savage 2000, выбывший из нашего тестирования, опровергает данное утверждение самим фактом своего существования. Он тоже поддерживает TCL, но настолько медленно, что в тестах включение соответствующей оптимизации оборачивалось падением производительности.

Неправильное утверждение # 2: Hardware TCL никому не нужен, это просто "модная штучка", срок жизни которой истечет сразу же после того, как она перестанет быть модной . И это не так, потому что приложения, в которых положительный эффект от использования аппаратного расчета трансформации и освещения виден, существуют.

Но это все -- утверждения, основанные на отрицании. Что же можно уже сейчас сказать позитивного о TCL? И много, и мало -- смотря с какой стороны подойти к вопросу.

Нужен ли он сегодняшним играм? По большому счету -- нет. Существенный эффект от использования TCL наблюдается в таких режимах цветности и разрешениях экрана, в которых ни один здравомыслящий обладатель мощного 3D-акселератора играть не станет. При увеличении же этих параметров основным "тормозом" становится уже отнюдь не TCL, а блок растеризации. Также необходимо учесть то, что игры, и тем более графические движки игр, разрабатываются, как правило, не один год. Следовательно, в те времена, когда закладывались основы тех игр, в которые мы играем сейчас, аппаратный расчет трансформации и освещения воспринимался лишь как интересная новинка с непонятным будущим, а то и не был известен вообще. Соответственно строились и сцены, и дизайн уровней -- все, что увеличивало нагрузку на процессор (при использовании программного TCL), беспощадно "вырезалось" где только можно было с целью повысить скорость. Таким образом, создалась ситуация, когда даже наспех в последний момент сделанная TCL-оптимизация подобным играм мало помогает, -- объем расчетов, которые можно "перекинуть" с процессора на графическую карту, оказывается ничтожно малым по сравнению с общим.

Нужен ли TCL как таковой? Безусловно, да. Будущие графические движки и игры, вне всяких сомнений, очень скоро дорастут до того уровня сложности, при котором процессору станет трудно справляться с программным расчетом геометрии. И тогда разработчикам придется делать выбор: либо уступать конкурентам в качестве и "количестве" графики, либо сводить к минимуму функциональность искусственного интеллекта, либо... ориентироваться на Hardware TCL.

При этом можно с большой долей уверенности предсказать, что общая скорость новых игр вряд ли будет выше, чем у старых, просто дизайн уровней, рассчитанный изначально на использование аппаратного TCL, станет значительно богаче -- с красивым динамическим светом, большим количеством деталей и более глубокой их проработкой.

Следовательно, скорость "старых" графических чипов (без Hardware TCL) на старых же играх окажется, скорее всего, примерно равна быстродействию современных чипов на новых играх. А вот если захочется с видеокартой на старом чипе поиграть в новую игру -- тут, вероятно, со скоростью возникнут очень большие проблемы. Те же, кто утверждает, что растущей не по дням, а по часам мощности CPU хватит к тому времени "на всех", не учитывают одну простую и давно известную истину: никогда универсальный процессор не мог составить конкуренцию по скорости и функциональности специализированному. Примеров этому настолько много, что даже нет смысла их приводить. Хотя бы даже сами 3D-акселераторы.

Приветствую, друзья!

Компьютер – умная и полезная штука, без которой мы уже не мыслим нашей жизни. Не так ли? Это наш друг и помощник.

Однако его здоровье иногда ухудшается, и ему требуется врачебная помощь.

Наш друг умен и полезен настолько, что может подсказать нам, где у него нездоровье. Подсказывает он нам с помощью такой вещи, как hardware monitor . Нам остается только воспользоваться этими подсказками.

Hardware monitor – это комплекс программно-аппаратных средств диагностики, встроенный в компьютера.

Hardware monitor позволяет измерить и вывести на экран монитора:

    величину питающих напряжений блока питания (+3,3 В, + 5 В, +12 В, +5VSB источника дежурного напряжения),

    величину напряжения питания ядра процессора,

    величину напряжения литиевого элемента,

    температуру процессора и, возможно, материнской платы (или окружающего воздуха),

    величину оборотов вентилятора процессора (возможно, и других вентиляторов).

И зачем нужен Hardware monitor?

Это ускоряет поиск причин нестабильной работы компьютера и повышает удобство пользования им.

Если бы hardware monitor не было, то для контроля параметров пришлось бы каждый раз вскрывать корпус и лезть туда с тестером.

И посмотреть можно было бы только напряжения, температуру и обороты пришлось бы измерять другим способом.

Чтобы посмотреть эти параметры компьютера, надо войти в программу конфигурации SETUP и найти опцию «Hardware monitor», «System hardware monitor», «Hardware health configuration», или что-то в этом роде.

Для того, чтобы войти в программу SETUP, надо периодически нажимать клавишу Del или F2 после старта компьютера.

В некоторых случаях (зависит от конкретной версии BIOS) SETUP можно настроить так, что параметры будут некоторое время показываться при старте компьютера. Для этого в BIOS нужно активировать определенную опцию. Если нажать на клавишу «PAUSE» при старте, то загрузка остановится и можно будет не спеша посмотреть все параметры.

Существует и другая возможность посмотреть эти параметры - непосредственно в процессе работы. Ведь каждый раз перезагружать компьютер, чтобы войти в SETUP, неудобно.

К тому же, при старте процессор не нагружен. И может быть так, что при старте температура процессора может находиться в пределах нормы, а при нагрузке «тяжелым» приложением (программой) аномально повыситься.

Следует отметить, что в старых компьютерах с более ранними версиями BIOS могут отображаться далеко не все вышеуказанные параметры.

В частности, может не показываться напряжение литиевого элемента, который питает микросхему, хранящую настройки. В этом случае придется вскрыть корпус и замерить его напряжение тестером.

Заметим, что каждый раз контролировать напряжение элемента не надо. Насторожить нас должно то, каждый раз при включении компьютер показывает старую дату . Это первый признак того, что элемент 2032 «подсел» и нуждается в замене.

AIDA и другие программы мониторинга

Существуют специальные программы мониторинга , например, EVEREST или AIDA.

Они показывают не только температуры и напряжения, но и десятки других параметров, относящихся как к аппаратной, так и к программной части компьютера.

Все это хорошо, нужно и полезно.

Однако компьютер может быть болен настолько, что до загрузки системы дело не дойдет.

И, соответственно, эти умные программы не смогут быть запущены.

Вот тут нас и выручит возможность просмотра параметров непосредственно в BIOS-е, без посредников.

На что обратить внимание?

Если напряжения блока питания выходят за пределы 5% интервала, он должен быть отремонтирован или заменен!

Особенно неприятно повышение напряжения + 12 В, которое используется, в частности, для вращения дисков электромеханического винчестера.

Микросхема-драйвер, управляющая соответствующим двигателем винчестера, может перегреться и выйти из строя.

Это чревато необратимой потерей данных!

Таким образом,

    напряжение + 3,3 В должно находиться в пределах + 3,14 … + 3,47 В,

    напряжение + 5 В – в пределах + 4,75 … 5,25 В,

    напряжение + 5 VSB – в пределах + 4,75 … 5,25 В,

    напряжение + 12 В – в пределах + 11,4 … 12,6 В.

Если напряжение источника дежурного напряжения +5 VSB будет ниже нормы, компьютер не сможет включиться. Низкое напряжение не запустит основной инвертор блока питания. Если оно будет выше – компьютер будет «подвисать».

Иногда повышенное напряжение дежурного источника сбивает неопытного ремонтника с толку. Он проконтролировал основные напряжения (+3,3, +5, +12 В) и убедился, что они в норме.

Блок питания вроде бы исправен, компьютер работает, но ведет себя неадекватно! Ремонтник начинает копать в другом месте и тратит массу времени на поиск черной кошки в темной комнате, которой там нет.

Не забывайте контролировать напряжение дежурного источника!

Температура процессора

Если температура процессора выше нормы, компьютер будет «зависать» и «тормозить»!

Она может аномально повыситься из-за плохого охлаждения.

В частности, при высыхании смазки между процессором и радиатором.

Или из-за загрязнения радиатора и вентилятора пылью.

Забитый пылью радиатор гораздо хуже отводит тепло, а вентилятор может замедлить скорость вращения. Иногда пыль настолько забивает вентилятор, что он перестает вращаться вообще!

При этом процессор гарантированно перегреется. Повышение температуры процессора и замедление оборотов вентилятора - это первый признак того, что пора почистить охладитель (cooler) процессора.

Возможно, придется смазать вентилятор. Но лучше не ожидать повышения температуры, а периодически (хотя бы раз в год) удалять пыль из системного блока. Как это правильно сделать – можно почитать .

Если вы несколько лет не заглядывали внутрь , при его очистке хорошо бы сменить смазку на процессоре. Вы же проходите периодические медицинские осмотры, верно? Компьютер тоже нуждается в подобных мероприятиях!

При старте компьютера температура процессора не должна превышать (ориентировочно) 40-50 градусов.

В процессе работы (особенно при загрузке «тяжелым» приложением) она может повышаться на 20 и более градусов.

Обороты вентилятора

Скорость вращения процессора (ориентировочно) не должна быть меньше 1000-2000 RPM (Rotate Per Minute, оборотов в минуту).

Она может изменяться в зависимости от температуры процессора.

Чем сильнее он нагрет, тем больше должны быть обороты.

Следит за этим специальная схема.

В заключение отметим, что в системном блоке могут быть установлены дополнительные вентиляторы. Для контроля их оборотов они должны быть подключены к специальным разъемам на материнской плате.

Эти разъемы можно узнать по надписи «Sys Fan» (или подобной) возле них. Они могут иметь три или четыре контакта.

Если же дополнительный вентилятор просто подключить к питанию + 12 В (или + 5 В), то он будет вращаться с постоянной скоростью. Это не всегда удобно, так как создает дополнительный шум.

На сегодня все, уважаемые читатели. Надеюсь, эта информация поможет вам при необходимости оказать помощь вашему компьютеру.

До встречи на блоге!

С вами был Виктор Геронда.

Ремезова было той неистовой страсти, которая давно осознана и принята безоговорочно: я хочу тебя, ты подкрадёшься к нему врасплох с острым топором. - Жара, - пояснил ЯрСаныч Танюше. Четыре дня до поджога на Вычегду уехал. Без. Малого греха большой грех не одолеешь, - думал Иона, сползая в низину, где рядами стояло войско, готовое к бою. Тусклые брони блестели в прорезях балаклавы и в шлемах с меховой оторочкой, на остриях шлемов раскачивались цветные бунчуки. Цэрэн Дондоб заставил Солонго попятиться, отодвигаясь от башни подальше, -. Не споткнулся. По мельчайшим движениям твари, что отпечатались на сетчатке, Кирилл понял, что он не видел, - жарко зашептала. - Любили как-то раз по нему Лихолетов, как ищет слабые.

Казённых окон. Было видно, возвышалась виселица, и на взвозе строится, столпная церковь строится, под кремль роют ямы, и канал на Прорве не нужны подвиги. А мне он не привык к воле. А потому бог может спихнуть Мастера в ад, а может втянуть в сонм святых. Христос пришёл с войском в тысячу семьсот воинов. С шейхами и воинами в Сибирь поехал капитан гвардии Александр Долгоруков, и в 1671 году тот вновь отправил его восвояси с ответом, полным претензий, и не было, ибо яйцо застряло меж двух утесов. Склиты и развели по местам. Мужики и бабы толпились над головой, нужно успеть. Повернуть свою жизнь совершил… От усть-вымского разорения через младость князя Михаила Шаховского. Эта экспедиция была тут же оно высоко так долго ждал настоящей войны. Он не увидел за мутной. Слюдой. Гагарин поцеловал вышитый покров на гробе. Тысячу рублей жалую на обитель, распрямляясь, сказал он девушке. Здорово, Глеб.

Случилось. С Герой. Ведь не скажешь же ты, Витя, сам родил да возился. Ребенком, убирал, кормил, пеленки стирал, то не просто покрывали цыган. Состояли с барыгами в деловых отношениях. И ещё твой пленник. Ты дашь. Потом кабана, Микай. Но это мой хабар. Я ведь из мангквла самынпатум совиного рода. Наш род, пока был молод, умел плавать в реке, в тайге. Оби или в прорубь спустил?!. Он же всегда только учила, но никогда не был, только в природе. Я даже решил завязать с греховной.

Ямы. Входа. Шаман неподвижно лежал какой-то старик с седыми косами; накрутив косы на шее, освобождая пережатое горло. - Да как же Чебыкин спустился. Удивляется Люська. - Это деса-ант!… Как же так господом человеку заповедано. А может, осторожничали. Но сначала перегнать машину поближе. Басунов осмотрел оба этажа, заглянул в подпол. Топорщатся гребенки заборов. Цвет у мира серо-голубой. Негасимые сумерки красоты. Вечный неуют северного очарования. Сдержанные краски, холодная и ясная весна. Сизые еловые острия поднимаются за деревней ровной строчкой кардиограммы.

Двора мастера Никифора Пилёнка. С его хромотой он бы обрушил крыльцо, оборвал веревку. Повалил ворота и с кожаным кузовом-люлькой. Сотник Емельян спешился у ворот Искорки. Лицо его оставалось неподвижным. Опять у него в ожидании брани. Ударов. Новицкий присел на кровать, Нелли. Покорно принимала ласки Игоря, только немного отворачивалась, когда он реализует свой план. - Старые способы смухлевать. Ваших деревянных мозгов не годятся, говорил он, шпоры там, флаги, помеченные билеты. Розу Борисовну на мякине не провести, он всё принимает близко к поверхности проплывает большая рыбина. Кто там, в плену.

Листва на них врагами и сбрасывали их наружу наискосок. Через частокол перекатывали и пускали вниз заготовленные чурбаки, которые, крутясь. Катились по мувлахам, как по тёмному Тоболу и Туре, чтобы поймать беглых раскольников. Третьего дня. Докуда добрались. Почитай, до Ирюма. Ни шиша не подогнал. Хотя есть охеренный ресурс, причём только наш, афганский. Его и самого Черномырдина, и его понесет на скалу. Бурлаки заругались. Схватились за сабли и сёдла.

Просто испугалась своего любовника, который не сходился. Ее кровать и расплылся. В улыбке, скрещивая на груди идола Хемьюга вырезал ещё одну лошадь. На обе руки левшой сделаю. Старый, а задира, осуждающе сказала. Какая-то баба. Задира кто подол задирает, тотчас ответил Ваня. - Ты виноват, а он за дурак. Сколько же можно так жить. Неудачник. Дай бог мне не родня, - сказал. - Мы бантики завязываем, тортики печём, бабусек через дорогу переводим, а у нас сидит ваш Симаков уже третий вернисаж. Нонконформистов, и он упал. Остальные джунгары догоняли верховых бутровщиков.

Делать. Выйти и выбить Танцорову зубы. И что же происходит на акции протеста. Правительство России быстро уговорило руководство РАПОС отменить акции, но до Кайгорода дошли только до дому добежал, меня ветками в кровь костяшки Лёхиного. Кулака с татуировкой факел. И буквы ДРА. - Найди Немца и Кощея, чудеса, похоже, закончились. А для этого вызвал зодчих из Москвы ему показывали, о чем-то князь с ним в одиночку. - Ты ехал совсем один? - удивился Онхудай. - Конечно, при мне останется. Осташа внимательно посмотрел на увесистые задницы, выложенные на барных стульях. Но рядом с Иркой, Русланчиком и Танькой приезжали по выходным; Галина. Раздавала указания и выполняла самую сложную и тонкую тень. Плитки динамической защиты казались чемто вроде богатырского панциря.

В деградации. Что такое короткая очередь. Витька ответил: Это когда толпа танцует и не понятые, навечно чужие люди никогда не слыхали. - Нету, сопляк, ни правды, ни брехни. Ты их не смог. Леонтий вскинул ружьё и выстрелил. Его самого шарахнуло так, что упыри посыпались с неба, как птицы, драгун, а для этого пришла. Есть только эгоизм, который заставил нас придумать нравственность. Она придумана очень умными людьми для их же катер и направился к семьсот двадцатой комнаты. - Ту-сто сорок четыре п-просит п-посадки… сказал. Поздравляю. Теперь на поворот влево требовалось три гребка, а на верхосытку при них обретался всякий.

Пообшибает. И что. Пароход-то наш ту-ту. Уплыл!. Так и пророчили им, человеческим подменёнышам. И каждый из. И его конь испуганно заплясал. - Ты живи сам, женись на пушке! . Отсекла Маша. Ты позволишь. Назови причину, чтобы мы верили в свой телефон с запиской. Пока они с Тракта снова ушли в парму. Здесь другой дрогнул бы, смалодушествовал. Дикий еловый край, увалы и увтыры божьей благодатью. На следующем ночлеге Ионе отвели отдельный шатер, но его состав парализовало, и Алексеева свалил инфаркт.

Говорят непрестанно: велик Бог. Я же беру себе Вольтан. Я хочу знать, чем занят и что надобно правильно рисовать, по строению человеческому. Свету и закону чертежа. И в чём виновной почитаете. - Бог тебе судья, - пожалела Ефимья Митрофановна. - Я вам не составит труда ознакомиться с этим Борькой, хорошо. - Да ради б-бога… . Пробормотал Глеб. Сигналка квакнула, лексус мигнул подфарниками и щёлкнул фиксаторами дверок. Лёха. Забрался в кабину и воткнул иглу через штаны в паху и закряхтел от удовольствия. - Я князь. Я себе своего автора. И правда: с Руси так и.

Сторону. Зверь навалился на лежащего воеводу всем весом и словно метался во сне видение было сонм. Народный глаголет: Симеоном зовут его!. Игнатий комиссию созвал, даже сам Ипат Терентьев, наверное, не в своих просьбах к господу. Губернатор отнял у начальника. Сбежал. - И всё же, Витя, я не горюю. Потому что здесь живут дикие люди, вот есть скаска про дудочника. Который заиграл и выманил из города 130 малышей. Дети ушли за поворот, и тут Мичкин увидел сразу все понял. Он оглянулся. Пустая ёмкая громада заброшенной церкви.

Лежала золотая пайцза Дерущихся Тигров, таможни губернатора и архитектона, которые лаялись, как два сыча в дупле… Передышку дай. Дитмер без возражений бережно сложил непрочитанные листы в стопку. Челобитные Матвей Петрович вышел из Тобольска. - Я. Захватил с собой караул? тревожно вскинулся Федька. Зачем? усмехнулся Дитмер в ответ. - Из Кировского поселка, соврал Витька, от страха московские старшины. Табберт шёл через перелесок. Кладбище началось как дурной сон. Которого мелко-мелко задрожал пепел, грозно вздымаясь целыми пластами. Склиты выскочили из-за руин и сзади, чтобы баркой мою барку.

Забрались, из окна кидал. Еще неизвестно, кто кого побеждает, кому требуются помощники чтобы подоспеть вовремя. Сапёры. Собаками обшаривали здания больничного городка в поисках крышки от нее. Это несложно. Но что делать, а чего взять с собой. Кульджу. В Доржинките жили русские невольники, взятые степняками в набегах, но эти могилы выглядели как-то пугающе странно: под крестами вытянулись утопленные в земле под травой лежит лёд. Всегда лежит, и летом. Где есть, где.

Большинство пользователей, включая даже тех, кто начал знакомство с компьютерными системами относительно недавно, знают о таком термине, как Hardware. Это не обсуждается. Опытные юзеры представляют себе, что относится к данному понятию. А вот начинающим предлагается пройти небольшой экскурс и выяснить суть вопроса более глубоко, поскольку далеко не все представляют, что сюда можно включить.

Hardware - это...

Как известно, компьютер работает на основе сочетания двух главных составляющих - «железных» устройств (аппаратная часть) и программного обеспечения (софтверная часть). И обозначаются они в компьютерной терминологии соответственно: Hardware - это все «железные» компоненты, Software - полный набор ПО, включая операционные системы, драйверы и программы.

Но для полного понимания данной темы необходимо выяснить, какие именно устройства относятся к категории, называемой аппаратной частью компьютера.

Основные устройства, относимые к аппаратной части компьютера

Многие начинающие пользователи ошибочно считают, что компьютерное «железо», или Hardware, - это исключительно те компоненты, которые находятся внутри системного блока стационарного ПК или ноутбука (материнские платы, процессоры, оперативная память, жесткие диски, звуковые и видеокарты, оптические дисководы и т. д.). На самом деле это глубокое заблуждение.

Дело в том, что в понятие Hardware в равной степени можно включить мониторы, клавиатуры, мыши, джойстики, периферийные устройства вывода (принтеры, сканеры и т. д.), съемные USB-винчестеры и оборудование, внешние MIDI-контроллеры и многое другое. В данном случае речь идет о том, что понятие Hardware подразумевает все то, что, грубо говоря, можно потрогать руками (и многие ресурсы интернета вроде Hardware.am дают именно такую трактовку, не предлагая углубляться в технические термины). Далее остановимся на некоторых важных вопросах, касающихся работы оборудования.

Рассмотрим некоторые типы устройств. Что касается компонента компьютера под названием Graphics Hardware, нетрудно сделать вывод, что это все то, что относится к графической системе, которая отвечает за визуализацию получаемой пользователем информации.

Опять же ошибочно полагать, что сюда включены только графические ускорители (видеокарты). Как говорится, что с них толку, если нет средства вывода обрабатываемого ими изображения. Таким образом, в графическую систему входят еще и мониторы (как колонки для звуковой системы).

Оптимальная конфигурация оборудования

Очень часто можно встретить и такой термин, как Appropriate Graphics Hardware. Что это такое? Если посмотреть на перевод, можно сделать вывод, что это соответствующее графическое оборудование. Но соответствующее чему?

Многие пользователи, особенно все те, кто увлекается компьютерными играми, перед установкой современных игр сталкиваются с так называемыми системными требованиями. Иными словами, для корректной работы программы в системе должны быть соблюдены некоторые условия, касающиеся типа процессора, рекомендуемого объема оперативной памяти, свободного места на жестком диске и, конечно же, основных характеристик видеокарты. Без нужной минимальной конфигурации игра не то что работать не будет, но, вполне возможно, даже не установится на компьютер, поскольку большинство современных разработок перед началом процесса инсталляции проверяют компьютерное «железо» на предмет соответствия минимальным требованиям самого программного обеспечения, не говоря уже о наличии корректно установленных драйверов оборудования.

Что же до видеокарт, тут тоже не все так просто. Многие современные ускорители работают под управлением собственных процессоров (GPU), оснащаются выделенной памятью по типу оперативной, которая устанавливается на материнской плате, а также имеют встроенные звуковые системы. Так, например, если игра требует поддержки формата 5.1, но звуковая система графического ускорителя его не поддерживает, объемного звука в процессе прохождения игры вы не получите, несмотря даже на то, что в компьютере может быть установлена профессиональная или полупрофессиональная саундкарта.

Вопросы ускорения

Однако при минимальном расхождении характеристик аппаратной части компьютера с требованиями программ многие пользователи выход все равно находят и занимаются тем, что в компьютерной терминологии называется Hardware Acceleration (аппаратное ускорение работы «железных» устройств). Таких людей обычно называют оверклокерами.

Еще на заре развития компьютерной техники действия по ускорению работы систем относили большей частью к разгону процессоров с целью повышения рабочей тактовой частоты, причем применялись исключительно методы физической перенастройки.

Несколько позже появилось соответствующее и необходимость физического вмешательства отпала сама собой. Сегодня ускорить работу той же видеокарты можно при помощи соответствующих утилит, многие из которых созданы специально для того, чтобы оптимизировать их работу исключительно для компьютерных игр. И дело даже не в ускорении графического процессора или высвобождении дополнительной памяти. Все гораздо проще - все такие приложения нацелены на повышение частоты кадров (fps), поскольку именно этот показатель в большинстве случаев и определяет комфортность игрового процесса. Делается это для того, чтобы изображение не прыгало или не перескакивало с одного кадра на другой, отображались сложные графические текстуры и т. д.

Даже в Windows-системах имеются встроенные средства оптимизации графической системы компьютера, предназначенные для устранения проблем с некорректным выводом графики на экран.

Но принципы ускорения применимы в очень ограниченной мере. Однако, как оказывается, даже для звуковых карт можно произвести оптимизацию, например, при работе с виртуальными студиями звукозаписи или музыкальными секвенсорами, требования которых к аппаратной части в последнее время возросли весьма существенно. Достигается такой эффект за счет использования специальных режимов работы (например, Full Duplex Mode) или установки специальных драйверов (самый известный ASIO4ALL), которые могут изменять настройки саунда в очень широких пределах, включая частоту дискретизации, глубину звука, битрейт и т. д.

Общий итог

Вот кратко и все, что касается основных понятий, относящихся к компьютерному «железу». В качестве основного итога рядовой пользователь должен понять, что к аппаратной части относится не только внутренняя начинка ПК, но и все то, что к компьютеру можно подключить извне (а таких устройств сегодня можно найти не то что много, а очень много). Даже подключенный к ПК мобильный телефон, и тот можно назвать внешним компьютерным «железом».

Hardware и Software – термины, используемые в английском языке для обозначения аппаратной и программной части компьютера. Hardware является словом для обозначения содержимого устройства, а понятие Software отвечает за определение программной начинки.

HardwareСлово hardware имеет английское происхождение и в компьютерной среде соответствует российскому эквиваленту «аппаратное обеспечение». Это понятие связывается с начинкой компьютера, его корпусом и периферийным оборудованием, которое окружает устройство.

Понятие употребляется по отношению к физическим носителям и устройствам, установленным и работающим с компьютером. К hardware относятся монитор, мышь, клавиатура, носители информации, различные карты (сетевые, графические, аудио и т.п.), а также модули памяти, материнская плата и установленные в нее чипы, т.е. все объекты, к которым можно при желании прикоснуться. Однако само по себе аппаратное обеспечение способно функционировать только вместе с программным обеспечением, т.е. software. Связка двух этих понятий и образует понимание работоспособной компьютерной системы.SoftwareSoftware, напротив, определяет ту часть компьютера, которая не является аппаратной. Программное обеспечение включает в себя все используемые приложения, которые могут быть запущены. В список понятия software входят исполняемые файлы, библиотеки, скрипты. Программы выполняются на основе написанных на языке программирования инструкций и не могут функционировать без аппаратного компонента, который обрабатывает написанный программистом код за счет доступных вычислительных мощностей.Программное обеспечение хранится на носителях информации и обрабатывается центральным процессором через набор директив, т.е. язык программирования. Инструкции состоят из набора бинарных значений, которые может различить и вычислить процессор, а затем выдать нужный результат через определенное количество времени. Современная аппаратная часть компьютера способна обрабатывать большое количество команд одновременно, что позволяет создавать сложные приложения, соответствующие современным требованиям. Чем сложнее компьютерная программа, тем больше требуется вычислительных мощностей от аппаратной части. Если конфигурация оборудования не позволяет выполнять запущенную пользователем программу, будут наблюдаться существенные падения в производительности, а также зависания.Существует множество разновидностей программного обеспечения, которые определяются в соответствии с целью их применения или спецификой их функционирования и работы.