И мы сохраним тебя русская. "Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово! Анализ стихотворения «Мужество» Ахматовой

  • Дата: 18.10.2022

учащиеся МБОУ "СОШ №32" Энгельсского муниципального района Саратовской области

Цель работы: Выяснить, каковы причины и способы возникновения нецензурной лексики и жаргонизмов в русском языке, и доказать их необходимость/ненужность

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«И мы сохраним тебя русская речь!» Проект подготовили учащиеся 10 б класса МБОУ СОШ №32: Варюхина Татьяна, Шамоян Тамара, Мгоян Эмма, Бернадюк Александр, Волкова Валерия

Цель исследования: Выяснить, каковы причины и способы возникновения нецензурной лексики и жаргонизмов в русском языке, и доказать их необходимость/ненужность.

Задачи исследования: 1.Выяснить причины появления жаргонизмов и нецензурной лексики; 2.Поработать с этимологическим словарем; 3.Сделать опрос среди подростков 4.Изучить различные источники(дополнительную литературу)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием," - говорил И.С. Тургенев. Что же сейчас представляет из себя русский язык? Ценят ли потомки это великое достояние, уважают ли его?

Жаргон - социолект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой.

Источники образования жаргонной лексики различны. Чаще всего она создается на базе литературного языка путем переосмысления значений слов. Жаргонная лексика пополняется также путем заимствований. Для нее типичны сокращения. В современном русском языке выделяют молодежный жаргон, или сленг (англ. slang - слова и выражения, употребляемые людьми определенных профессий или возрастных групп), жаргоны профессиональные.

Наибольшее распространение в наше время получил молодежный жаргон, популярный у студентов, учащейся молодежи. Жаргонизмы, как правило, имеют эквиваленты в общенародном языке: общага - общежитие, шпоры - шпаргалки, хвост - академическая задолженность, и т. д. Появление многих жаргонизмов связано со стремлением молодежи ярче, эмоциональнее выразить свое отношение к предмету, явлению. Отсюда такие оценочные слова: потрясно, обалденный, клевый, ржать, балдеть, кайф, пахать и т. п.

ИСТОРИЯ Отмечают три бурные волны в развитии молодёжного сленга в России: 1 . 20-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодёжи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них. 2. 50-е годы. Вторая волна связана с появлением «стиляг». 3. 70-80-е годы. Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные молодёжные движения и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.

Мат (матерщина, матерный язык) - разновидность ненормативной лексики в русском и других славянских языках. Согласно общепринятой морали, публичное употребление мата может расцениваться как хулиганство. Однако в настоящее время употребление мата не редкость во всех слоях и половозрастных группах общества

В современной литературе он также широко распространен. Известны и более ранние случаи употребления (в виде «ребусов» с многоточиями) мата в литературе, в частности, в произведениях классических авторов: Пушкина(«Тень Баркова», «Царь Никита и сорок его дочерей», «А шутку не могу придумать я другую»), Маяковского(«Вам»), Есенина(«Не тужи, дорогой, и не ахай»)и др. Замысловатая и забористая матерная ругань называется трёхэтажным матом, или, например, частная разновидность: большой и малый шлюпочный загиб.

Язык, проклятьем заклейменный Мат в нашей стране знают все. Многие матом ругаются, некоторые просто « так разговаривают » , кто-то « украшает » речь матерными словами для особой пикантности. Специалисты исследуют мат как явление. раздражение. О бласть распространения мата с каждым годом становится все шире - он звучит уже со сцены, с трибун, им пестрят страницы газет, журналов и книг... И вот результат: « великий и могучий » русский народ все глубже погрязает в проклятии, которое сам насылает на себя каждый день и час!

Язык черной мессы В качестве ритуального языка мат употреблялся на Руси аж до середины прошлого века. К нему прибегали, чтобы поговорить «без переводчика» с лешими, домовыми и божествами «покруче», чем эти мелкие духи. Матом как мощным магическим орудием до сих пор пользуются неоязычники и сатанисты при совершении черных месс. Христианские правители Руси именно по этой причине вели с матом жесточайшую борьбу.

Матерщина рассматривалась как черта бесовского поведения: в дом, где люди ругаются, по поверью, проникают бесы, ангелы же покидают такое жилище. Существуют и поверья новейшего времени - например, что от «матюга» выходят из строя механизмы: автомобили, компьютеры, станки. По данным различных социологических опросов, среди россиян матерится 70% населения...

Мат выполняет еще одну важную функцию: он регулирует роли и расставляет социальные акценты в самых разных закрытых обществах. Что такое мат на эмоциональном уровне? Выход из сферы обыденного, нарушение запрета, психологическая разрядка. Но в сакральном смысле это черная брань! Матерщина - своего рода «последнее слово», после которого всякие другие слова уже неуместны: пора приступать к действиям …

С чего начинается брань? Любая «брань» (в переводе - битва) - будь то уличная драка или война государств- всегда начинается со словесной брани: взаимных оскорблений и проклятий. Для людей, которые используют мат в качестве междометий, речевых связок, настоящий смысл этих слов уходит на самый дальний план, черная брань постепенно превращается в привычную присказку, губящую душу.

Факт Доказано, что все матерные слова произошли от сакральных названий богов, которые имели невероятную силу. Мат - это слова силы, несущей ужасающую разрушительную энергетику (она убивающе действует на человека на уровне ДНК, (особенно на детей и женщин).

Работа со словарем. Подонок Слово, которое изначально существовало исключительно во множественном числе. Иначе и быть не могло, так как "подонками" называли остатки жидкости, остававшейся на дне вместе с осадком. А так как по трактирам и кабакам частенько шлялся всякий сброд, допивающий мутные остатки алкоголя за другими посетителями, то вскоре слово "подонки" перешло на них

Пошляк " Пошлость" - слово исконно русское, которое коренится в глаголе "пошли". До XVII века оно употреблялось в более чем благопристойном значении и означало все привычное, традиционное, то, что ПОШЛО исстари. Однако в конце XVII - начале XVIII веков начались Петровские реформы, прорубка окна в Европу и борьба со всеми древними "пошлыми" обычаями. Слово "пошлый" стало на глазах терять уважение и теперь всё больше значило - "отсталый", "постылый", "некультурный", "простоватый".

Ругаться человек может под влиянием самых различных страстей. Но одна из главных причин - распущенность. Вокруг нас - огромное количество людей, которые постоянно употребляют ненормативную лексику. Причем в этом ряду - и журналисты, и чиновники, и политики, кого только нет. Привыкнув к этому, можно ли отучиться? Нет такой вещи, с которой человек при желании не смог бы расстаться. Важна мотивация. Если кто-то понимает, что брань мешает ему, то в его силах отвыкнуть от нее.

Результаты анонимного анкетирования подростков(13-16 лет) школ:№ 1,9,32,18 г. энгельса

Результаты исследования: Расспросив своих друзей, мы пришли к выводу, что сверстники используют такие жаргонные слова, которые обозначают: 1. оскорбительные - названия человека: овца, кошёлка, козёл 2. слова, называющие людей: кореш - друг чувак - парень стрелочник - тот, на которого сваливают свою вину другие. стукач - доносчик трепло - болтун 3. слова, называющие части тела: хавка - рот ласты - ноги локаторы – уши 4. другие существительные: прикол - шутка стрела - драка базар - разговор фигня - ерунда облом - неожиданно плохой результат отпад - нечто выдающееся

5. слова, обозначающие действия: балдеть – веселиться офигеть - удивиться вали – уходи офонареть - обнаглеть влипнуть – попасться прикинь - представь себе достать – надоесть зашибись - лучше некуда запарить - сильно надоесть приколоться - подшутить кинуть – обмануть смойся - уйди отвянь – отстану отрываться – развлекаться стрём - плохо (наречие) 6. слова - прилагательные крутой, клёвый - высокая степень качества чего-либо стрёмный - некрасивый беспонтовый - нехороший

7. Фразеологизмы шевели костылями - иди быстрее в натуре - по правде я чё , лысый - я не хуже других флаг в руки, барабан на шею - одобрение действия без базара - не подлежит сомнению туши свет - полный кошмар лыбу давить - ухмыляться

ВЫВОД: По-нашему мнению, жаргонизмы и нецензурную лексику можно искоренить из речи - заменив их другими словами, теми, на замену которым они и пришли. Из своих рассуждений могу сделать вывод: подростки могут обходиться без жаргонизмов, это в их интересах. Следует больше читать, постоянно пополняя свой словарный запас, чтобы находить достойную замену жаргонизмам. И самое главное - уважать и сохранять одно из главный богатств человека- родной язык!

Спасибо за внимание!

Мы сохраним тебя, русская речь…

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слову. А для этого надо неустанно работать над совершенствованием и обогащением своей речи, бережно относиться к родному языку, понимать, что слово материально. У него есть своя жизнь, своя история, в которой отражается прошлое, настоящее и будущее русского народа. Я очень неравнодушен к современному состоянию родного русского языка, этим и продиктовано мое обращение к исследованию на данную тему.

В годы царствования Петра Первого знание иностранных языков входило в число задач, которые царь ставил перед юношами - «чтобы можно было их от других болванов распознать». Печальная реалия нашего времени - мы общаемся с «иностранцами» - с плохо говорящим на русском языке обществом. Безграмотность становится национальным бедствием. Мы теряем язык. Я обратил внимание, что у летописца Нестора нет слов «народ», «племя», есть только «язык». Народ и язык - понятия нераздельные, как тело и душа. Единственно верный путь процветания народа - понимание и сохранение родного языка. Исчезнет он - исчезнет и нация. Речь - наиболее содержательное, емкое и выразительное средство общения. Культура речи - это составная часть общей культуры человека.

На дискуссиях, диспутах о русском языке, проводимых в школе, мои сверстники часто задают вопрос: «Не всё ли равно, как говорить? Главное, чтобы тебя понимали!» И мы, как авторы проекта «Чистое слово» терпеливо разъясняем ошибочность и вредность этого тезиса, напоминая прописную истину: нельзя говорить о хорошем плохими словами. Красной нитью в наших мероприятиях проходит высказывание Корнея Чуковского: «Попробуйте хотя бы неделю поговорить на блатном жаргоне - у вас появятся нехорошие мысли, а от нехороших мыслей полшага до плохого поступка…»

В настоящее время в языке моих сверстников происходит нечто страшное, я бы назвал это криминализацией разговорной речи. Это означает, что в активный словарь разговорного языка внедряется все больше и больше слов и идиоматических оборотов, пришедших из преступной субкультуры. Некоторые из этих слов и оборотов стали настолько общеупотребительными, что их происхождение и первоначальное значение забыто. А для детей это особенно опасно, так как у них идет процесс формирования системы ценностей и отношений с окружающим их миром. Почему же так происходит?

Один из важных факторов - это «криминализация» сообщений, идущих из средств массовой информации. Особенно - из печати и телевидения, с которым мы проводим очень много времени, зачастую больше, чем взрослые. В газетах пишут о преступлениях, о жизни преступного мира, о наркомафии, и т.п. Художественные фильмы, новости дня - о преступлениях, романы, продающиеся в магазинах, ларьках - о том же, и даже комиксы, мультфильмы и игрушки - о преступлениях, погонях за злодеями, о звездных войнах, цивилизациях из далекого космоса, нападающих на человечество. И мы, проводя время за телевизором, невольно впитываем то, что идет с экрана. Последние несколько лет интенсивно развивается компьютерный бизнес, в котором также активно эксплуатируется данная тематика.

И на еще один фактор я обратил внимания в процессе своего исследования: дворовые детские субкультуры, влияние которых тем больше, чем меньше ребенок находится без присмотра, и чем меньше его связь с семьей. Переносчиками этой субкультуры являются дети из так называемых «маргинальных» семей и дворовые компании. Сначала дети слышат «выражения», от своих родителей, а затем они приносят их в школу и делятся с другими. В рамках нашего школьного проекта мы провели много исследований, записали интересные наблюдения. Например, ученик третьего класса сообщает своему другу:

Мы вчера опустили второклашек…

Это как?

На физре забили им три мяча. Продулись они в доску…

У меня эти слова вызвали легкое потрясение. Откуда девятилетнему ребенку знать, что это скверное слово означает насильственный акт в криминальном мире? И сказано оно было ребенку из благополучной семьи. Часто приходится слышать и такие словечки: бортануть, колоть, клеить, мозги компостировать. Или вот еще ситуация: малыш получил пятерку по математике, на перемене ему одноклассник сделал комплимент: «Ну ты, пахан, молодец!» Мне-то понятно, что значит это слово: старый вор, содержатель притона, главарь преступной шайки (кстати, это я прочитал в словаре воровского жаргона, чтобы быть точным). Поражает, что ребенок стремится быть впереди сверстников, уже в начальной школе демонстрировать свою модель поведения, удивлять. Значит, и дома, и на улице он бросает подобные словечки, демонстрируя свое превосходство. Где-то он впитывает, а затем и реализует ту систему ценностей, которую они (эти слова) несут. А та система ценностей, которую несет язык преступного мира, ведет к цинизму, к потере идеалов, выработанных человечеством.

В словаре преступного мира я наше не менее 17 (а их, возможно больше) слов, обозначающих принятие спиртных напитков (кирять, бухать и т.д.).). И примерно такое же количество выражений, обозначающих употребление наркотиков. Некоторые из этих слов перешли в наш повседневный словарь. Например, слово «кайфовать», первоначально означающее «принимать наркотики, наслаждаться опьянением» теперь используется в нашей подростковой среде в самом общем смысле «получать удовольствие от чего-либо». Аналогичный процесс произошел со словом «прикол» (слово «прикол» происходит от слова «укол», так как укол иголкой шприца необходим для введения наркотика). Вместе с этими словами из воровского и преступного лексикона в наше сознание внедряется и скрытая за ними система ценностей, а именно - физическое удовольствие, наслаждение как главная ценность бытия. Мои наблюдения коснулись и еще одного примера. Обозначение женщины словом «телка» пришло в язык из преступной среды, и оно уже стало обычным для анекдотов, которые печатаются в газетах и журналах, оно стало привычным в устах молодых людей, в том же числе моих сверстников. Это слово отражает отношение к женщине как к объекту, используемому для получения удовольствия, глупому и беззащитному, как корова.

В нашем селе есть представители криминального мира. Бросается в глаза, что в их жаргоне немаловажное значение имеет тема удовольствия и тема превосходства одного индивидуума над другим. Оборотная сторона этого - унижение другого человека, так как единственным средством превзойти кого-то является попрание человеческого достоинства (чужого, разумеется). По отношению к мальчикам, подросткам в клубе часто используются слова, скрытая цель которых унизить человека: шкет, шибзик, кадр, кореш, шушера, хмырь, субчик, фрукт, фуфло, чайник. По отношению к девочкам слышится далеко не лучшее: оторва, шмакодявка, шмара, кошелка. Первоначальное значение многих из этих слов забыто, а ведь они отвратительны.

Серьезную угрозу представляет, на мой взгляд, и засорение нашей речи американизмами, которые всё шире используются не только в рекламе и названиях торговых организаций, но также и в бытовом общении и даже в выступлениях общественных и политических деятелей. Все эти «ток-шоу», «хит-парады», «прайс-листы» и «супермаркеты», а также «спикеры», «саммиты», «имиджмейкеры» и тому подобные выражения мы слышим сегодня буквально на каждом шагу. Мало того, сегодня довольно часто используются гибридные англо-русские словосочетания, которые не соответствуют никаким нормам русской грамматики. Например, «Горбачев-фонд» (имеется в виду Фонд Горбачева), «Айс-Фили», «Иванушки-Интернешнл» и тому подобное. Причем такого рода словосочетания используются и на вывесках учреждений, и в рекламных объявлениях, и в сообщениях средств массовой информации. Все это не только засоряет литературный и бытовой русский язык, но и проникает в наше подсознание, привнося в него элементы чуждой культуры другой страны. К сожалению, никаких действенных мер для противодействия этому процессу в России сегодня не принимается, и меня, как ни странно, это очень волнует. На мой взгляд, хорошим примером для России в решении данной проблемы могла бы стать Франция, где ничего подобного не допускается, а забота о сохранении чистоты французского языка является одной из основных задач Института Франции, который выполняет в этой стране функции Национальной академии наук. Поэтому в современной французской литературе, включая газеты и журналы, мы не найдем не только американизмов, но и, за редким исключением, вообще никаких текстов и терминов на других иностранных языках.

Есть и еще одна великая боль в нашем языке: сквернословие, нецензурщина. Сквернословие по своей обыденности и распространенности многими не считается за грех. Это явление приняло массовый характер после известного революционного переворота, когда силы тьмы, захватывая сферу влияния на русский народ, добились искажения путей развития русской души. Матерная ругань есть явное проявление зла в человеке. Причиной сквернословия уже не служат раздражение, гнев; гадкие слова стали частью обыденной речи, ими перекидываются даже влюбленные. Это признак особой деградации нашей культуры, когда уничтожается всякое понятие меры, такта общения между людьми. Употребляющий брань прежде всего позорит честь матерей, нагло ругается над богоустановленными законами рождения, забывая, что и сам родился тем же путем. Он уподобляется чудовищу. Что такое мат? Во все времена наш народ любил и почитал Матерь Божию, Матерь Церковь, свою мать, мать-землю и мать-Родину. Когда Русь 300 лет находилась под татаро-монгольским игом, захватчики, зная, кого почитает русский народ, старались специально нанести оскорбление ему. Матерные слова они направили против Матери Церкви, против Матери Божией, против всего дорогого русской душе. В мате сатанинский дух, мат - язык общения с демоническими силами. Не случайно в филологии это явление именуется инфернальной лексикой. «Инфернальный» - значит адский, из преисподней. Привычка к сквернословию - признак духовного и нравственного разложения человека, готового к совершению нечистых дел. Особенно страшно за малышей, слушающих изо дня в день скверную брань. Это случается и в школьном коридоре. Мне кажется, когда такие дети вырастут, им будет трудно создать свой семейный очаг, где был бы уют, где было бы хорошо им самим и их близким. В моем доме родители хранят целомудрие речи, у нас с сестрой выработалось стойкое отвращение к сквернословию.

В школе в рамках работы над нашим проектом мы пришли к выводу, что в современном русском есть много слабых мест. В частности, мы провели анкетирование по теме «Современный речевой этикет. Как вас теперь называть?» Оказывается, в современном языке отсутствуют удобные, общепринятые обращения к незнакомому человеку. Слово товарищ - советское и официальное (товарищ офицер, товарищ милиционер ), гражданин - связано с Конституцией, Уголовным кодексом. Господин, госпожа до сих пор воспринимаются многими россиянами как «дореволюционные» (господа в Париже) . И если обращение господин, госпожа отчасти возродилось в официальном языке («господин президент, госпожа Матвиенко, дамы и господа!») , в неофициальной обстановке, на улице, в магазине эти слова не прижились , так же как и замечательные обращения сударь , сударыня . А они так красивы! Иногда удается выкрутиться с помощью обращения по профессии: Доктор, что со мной? Но не со всеми профессиями это работает, не скажешь же: Слесарь, что у меня с краном ? В научной среде, например на конференции, можно обратиться к докладчику коллега , но не будешь же так называть человека, с которым ты едешь в вагоне метро. Вот и появляются в городском просторечии обращения «по половому признаку» - девушка, молодой человек, мужчина, женщина или «семейные слова» - браток, папаша, мамаша.

Что делать, как вежливо обратиться к незнакомому человеку? В современном речевом обиходе вместо обращений используются формулы вежливости, обороты типа будьте добры, скажите, пожалуйста; простите: Извините, вы не скажете, который час? Вы не скажете, как пройти на улицу Школьную? В анкетах отметили, что последние годы все реже в средствах массовой информации услышишь обращение по имени-отчеству, даже руководителей государства часто именуют не по имени-отчеству и фамилии, а по имени и фамилии: Дмитрий Медведев, Владимир Путин. А ведь (не лишне напомнить!) в Московской Руси отчества обладали особым престижем: так официально именовались лишь те, кто принадлежал к социальным верхам.

Готовясь к написанию этой работы, мне пришлось просмотреть огромное количество литературы. Меня дивило, что многие отечественные педагоги, ученые признают все эти проблемы, отмечают снижение качества изучения языка, недопустимо малое количество учебных часов, предусмотренных образовательными стандартами для изучения этой базовой дисциплины. Проблема настолько острая и серьезная, что о ней заговорили физики и математики, которые хорошо понимают, что язык - это важнейшее средство для развития способностей к абстрактному мышлению и моделированию явлений окружающего нас мира. Поэтому хорошее знание самого богатого по своим выразительным возможностям языка является необходимым условием для развития личности, способной к творческому мышлению. Вполне возможно, что именно по этой причине индийские математики и программисты добились сегодня впечатляющих успехов в разработке программного обеспечения для компьютерных систем. Ведь они хорошо знают не только английский язык, но также и хинди, а этот язык, очень близкий к санскриту, также является очень выразительным и вполне пригоден для развития способностей к абстрактному мышлению. Мне было интересно узнать, что хинди имеет 10 падежей и три числа: единственное, множественное и двойственное. По счастью, русский язык по своим выразительным возможностям является одним из самых богатых в мире, это наше национальное богатство, которое нужно особенно беречь.

Но в современной России существует проблема филологической культуры и филологического образования. Они находятся в плачевном состоянии. По мнению авторитетных специалистов, существовавшая ранее в России система классического филологического образования сегодня почти полностью разрушена, и на ее восстановление потребуются многие годы. За годы перестройки были утрачены многие образовательные традиции. И эта тенденция представляется исключительно опасной для будущего нашей страны. Ведь без хорошего филологического образования не может быть обеспечено высокое качество образования вообще, ни гуманитарного, ни естественнонаучного. Старшее поколение наших соотечественников помнит, что высокообразованным в России всегда считался человек начитанный, хорошо владеющий навыками устной и письменной речи не только на русском, но также и на двух-трех других языках

Именно речь, грамотная, красивая, логичная, является тем ручейком, который питает мозг, рождает воображение, создает кладовую памяти, вращает колесо мышления. Ребенок, впитывая слова-образы, постепенно создает для себя картину окружающего мира и выражает свое отношение к нему. И. Песталоцци писал: «Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию».

В заключение хочется вспомнить бессмертные слова Л.Н. Толстого: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращаясь к своим сверстникам, хочу сказать им, заверить наших учителей:

…Мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем.

речь русский язык субкультура

Глубок смысл этих строк: сохраним слово! Не дом, не жизнь, не родину даже - но: слово. Великое, русское, чистое. Потому что в слове - все. И дом, и жизнь, и родина. И вера.

В слове воплощено духовное богатство народа - вот что необходимо беречь в родном языке. Иначе мы просто выродимся как нация.

Литература

1. Бок Ф.К. Структура общества и структура языка. М, 2005

2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М, 1987

3. Добрович А.Д. Общение: наука и искусство. М, 1996

4. Леонтьев А.А., Шахнарович А.М., Батов В.И. Речь в криминалистике и судебной психологии. М, 1977.

5 Словарь воровского языка. Тюмень, 1991

6. Шкапенко Т., Хюбнер Ф. Русский тусовочный как иностранный, Калининград, 2003.

7. «Азбука волшебных слов» в книге: Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела.

8. Материалы периодической печати, личные наблюдения.

«Мужество» Анна Ахматова

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Анализ стихотворения Ахматовой «Мужество»

Поэтесса Анна Ахматова прожила удивительно яркую, полную трагизма, взлетов и падений, жизнь. Ей довелось застать стразу несколько эпох, так как одна из самых одиозных и непредсказуемых представительниц русской поэзии родилась за 17 лет до революции, стала свидетельницей сталинских репрессий, ленинградской блокады и восстановления страны после Великой Отечественной войны. В 1941 году, будучи в эвакуации, Анна Ахматова начала работу над поэтическим циклом под названием «Ветер войны», в который вошло стихотворение «Мужество». Следует сразу оговориться, что поэтесса никогда не была сторонницей советской власти, довольно открыто выражая свои монархические взгляды. Однако стихи из «Ветра войны» лишены даже малейшего намека на подобное.

Дело в том, что в этот период поэтесса переосмыслила очень многие важные для нее вопросы и пришла к выводу, что именно благодаря советской власти произошло единение русского народа, который смог дать достойный отпор немецко-фашистским захватчикам. Нет, Анна Ахматова не стала идейной коммунисткой. Уж слишком свежи еще были в воспоминаниях арест и расстрел мужа, поэта Николая Гумилева, а также сибирская ссылка сына, обвиненного в антисоветчине. Поэтому стихотворение «Мужество», преисполненное патриотизма, к советской власти не имеет никакого отношения. И рассматривать его следует не с политической, а с гражданской позиции .

В полной мере испытав на себе жернова сталинских репрессий, в период войны Анна Ахматова вновь ощутила себя нужной и полезной своему народу. Выражалось это в том, что ее стихи, преисполненные веры в победу, в какой-то момент оказались востребованными. В прошлом остались жесткая цензура и всевозможные препоны, благодаря которым поэтесса была лишена возможности донести до читателей свои произведения. И именно война в корне изменила эту унизительную для Ахматовой ситуацию.

Однако поэтесса осталась верна себе, четко разграничив такие понятия, как «народ» и «власть». Поэтому в стихотворении «Мужество» она обращается к обездоленным, голодным и уставшим людям, которые, тем не менее, не сломались под тяжестью военного бремени . «Час мужество пробил на наших часах, и мужество нас не покинет», — утверждает поэтесса, и эта строчка является ключевой в данном произведении, сдержанном, емком и поражающем своей суровой красотой. Быть вместе со своим народом для Ахматовой означает разделить с ним общую судьбу. Поэтому в стихотворении «Мужество» она отождествляет себя с ним и выступает от его лица. Поэтесса отмечает, что ей, как и тысячам других людей, «не страшно под пулями мертвыми лечь» ради того, чтобы сохранить «великое русское слово». Именно в этом она видит свою главную задачу поэта и гражданина, носителя русского языка, который обязан передать его будущим поколениям «свободным и чистым». Таким образом, Анна Ахматова в стихотворении «Мужество» очень четко обозначила свою цель и роль в историческом процессе . Уже тогда поэтесса понимала, что восстановить разрушенные бомбежкой фабрики и заводы будет гораздо проще, чем вернуть людям духовное богатство, растраченное и фактически растоптанное во время войны. Поэтому поэзия является одним из немногих средств, которое сможет заставить людей вновь научиться чувствовать прекрасное. Однако справедливости ради стоит отметить, что в своем творчестве Ахматова после войны так и не вернулась к лирике, благодаря которой прославилась в 20-х года прошлого века. Ее стихи стали более резкими, с ярко выраженной социальной окраской и обличительным подтекстом, адресованным власть имущим.

Цели: продолжить работу по культуре речи, формировать коммуникативные умения. навыки исследовательской деятельности, передачи и презентации полученных знаний и опыта, навыки работы и делового общения в группе.

Оборудование: плакат «Мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово!» Компьютер, мультимедийный проектор, слайды, видеозапись (опрос прохожих).

Подготовительная работа

Учащиеся разделились на группы, обозначив ряд проблем.

  • I группа подбирает высказывания о языке.
  • II группа проводит лингвистическую экспедицию по городу «Нужно ли говорить правильно?»; задает прохожим вопрос: «Исправите ли вы собеседника, если он допустит ошибку?
  • II группа проводит эксперимент.
  • III группа проводит акцию «Говори правильно».
  • IV группа проводит исследовательскую работу.
  • V группа исследует работу рекламных агентств, фотографирует названия торговых центров, магазинов, рекламы, готовит слайды.

Затем материал обрабатывается, каждая группа готовит презентацию.

Ход мероприятия

Слайд 1

Учитель.

Если ты хочешь судьбу переспорить
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник. (Слайд 2)
Блещут зеркальностью русского слова
Выучи русский язык!

Добрый день, дорогие ребята, друзья русского слова! 2007 год объявлен президентом В.В.Путиным годом русского языка. И сегодня мы посвящаем ему, русскому слову, нашу встречу.

Каждая группа представляет свою работу.

I группа

(Слайд 3)

Ученик (1). Русские писатели, мастера слова восхищались русским языком, отмечали особенности его, своеобразие, неповторимость.

Известный писатель К.Г. Паустовский, обращаясь к современникам, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (Слайд 4)

Ученик (2). Великий критик В.Г. Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат. гибок и живописен для выражения простых естественных понятий».

Ученик (З). «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас для выражения неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие - образный, емкий, умный язык» (С.Маршак).

Ученик (4). «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности» (К.Г.Паустовский).

Учитель. Но что же происходит с нашим «великим, могучим, свободным языком? Люди стали забывать его могущество и величавость. А это грозит бедой, катастрофой. Можно кричать «SOS». (Слайд 5) Язык в опасности!

II группа

Ученик. Наша группа провела лингвистическую экспедицию по городу. Прохожим задавали вопрос «Нужно ли говорить правильно?» Все ответили: «Да, нужно говорить правильно!»

Включается видеозапись.

А вот на вопрос «Исправите ли вы собеседника, если он допустит ошибку?» Ответы были даны разные. (Слайд 6)

И еще нами был проведен эксперимент, в котором и вы сейчас можете поучаствовать. (Слайд 7)

Запишите словами это числительное. Что у вас получилось? (Зачитываются варианты.)

Вот и у прохожих эта цифра вызвала затруднения в произношении.

(Результаты опроса. Слайд 8)

  • в две тысячи седьмом году 15%
  • в двухтысяч седьмом году 75%
  • в двухтысячно седьмом году 10%

75% опрошенных допустили ошибки. Чем это вызвано? Тем, что так говорят почти все. Но ведь эти ошибки повторяются уже седьмой год. Неужели нельзя запомнить?

(Слайд 9)

  • В две тысячи седьмом году.
  • К две тысячи седьмому году.
  • По итогам две тысячи седьмого года.

Это порядковое числительное. При склонении изменяется только последнее слово (седьмой-... седьмого-..., седьмому-..)

III группа

(Слайд 10)

Писатель А.Н.Толстой отмечал: «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

Наша группа провела акцию «Говори правильно». В ней приняли участие учащиеся, родители, учителя. Нужно было расставить ударение в следующих словах (Слайд 11) .

Звонит, свекла, красивее, каталог, торты, жалюзи, договор, квартал, звонишь, облегчить, скольких, творог, обеспечение, средства, щавель, баловать, столяр, занята, положил, создали.

Ребята, вы тоже можете принять участие в этой акции, чтобы проверить себя. (Учащиеся расставляют ударение). А теперь послушайте стихотворение. «Между прочим».

Ученица.

Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билютень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день».

Учитель. Может быть, и мы говорим иногда так же, как и герой этого стихотворения.

Ученица читает стихотворение «ТвОрог – творОг».

Мой дядя выяснял лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке,-
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно он не дорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог.
А как спросить: «Почем творог?
А может правильнее творог?»
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-
За полкило творожной массы ».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже
И так сказала: « Не осталось!»
Она распродана уже!»

Ученица. Каковы же результаты акции «Говори правильно!» Они огорчили нас. Из 20 предложенных слов – ошибки были допущены – в 8 словах, в 6; в 5 словах.

По результатам акции нами был составлен словарик «Типичные нурлатские ошибки» (Слайд 12)

  • Звонит
  • Баловать
  • Свекла
  • Красивее

Ребята, проверьте себя, нет ли у вас таких ошибок.
- Да, язык наш в опасности. Что же с ним будет в середине или в конце 21 века? (Слайд 13)

Разрешить такую ситуацию может только орфоэпический словарь. Заглядывайте в него чаще.

IV группа

(Слайд 14)

(Слова С.Маршака « Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас»)

Ученик (1). Мы исследовали проблемы засорения русского языка. Почему это происходит?

Наша группа занималась исследованием школьного сленга. Подростки вводят в речь необычные слова: жаргонизмы, вульгарную и даже нецензурную лексику.

Разновидностью жаргонов является молодежный сленг, его употребляют в своей речи и малыши, и подростки.

Идет урок. Контрольная работа. У Марата неоднократно спрашивали «слизать», т.е. списать, на что он отвечал «отвянь», так как у самого ничего не получалось.

Через день на перемене можно было услышать следующее: « Прикинь, мне «4»; « ништяк», «5»-так бурно и образно одноклассники обсуждали полученные за контрольную работу оценки.

На перемене Руслан приглашает Максима в столовую не поесть, а за «хавчиком».

На новогодний праздник Аделя пришла в новом наряде. Действительно, очень красиво. Почему бы так и не сказать! Но со всех сторон несется: «Супер!» «Клево!» «Классный прикид!»

Да, жаргонные слова слышатся и пишутся все чаще. В чем же причина жаргонизации нашей речи? Почему так часто мы употребляем ненормативную лексику?

70% опрошенных на эти вопросы отвечали, что так говорят все, и я буду говорить так же! 20% -утверждали, что так легче общаться, многие слова не понятны взрослым. 10% -отвечали, что им все равно, как говорят.

Сегодня вместо «великолепно» мы кричим «супер», «потрясно».

Нам удалось собрать часто используемые слова в школьной речи. Вот некоторые из них. (Слайд 15-16-17)

Стремно – страшно.
Тормоз – глупый.
Клевый – хороший.

Что самое страшное, такие слова слышатся с экрана телевизора: молодежные песни, реклама, даже мультфильмы полны этими словами. Что же получается, их узаконили. А мы боремся со «словесным мусором» в речи.

Эти слова звучат в разговорной речи, их можно услышать и на уроке.

Ученики читают стихи.

Ученик. Да, все это вызывает улыбку. Но!

Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.

V группа

Отчет пятой группы сопровождается слайдами

Наша группа наблюдала за тем, как работает рекламное агентство. Нам пришлось походить по городу, понаблюдать за названиями торговых центров, предприятий, изучить рекламы, информационно – рекламный еженедельник «Реал – Курьер». И вот какая картина предстала перед нами. (Слайд 19-25)

Идешь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: кинотеатр приглашает на просмотр фильма под названием «ЖаRа».

Захочется зайти в торговый дом, пожалуйста, «ПерSона» приглашает и предлагает большой выбор товаров. «Эссен» всегда ждет своих покупателей. Что означает слово «Эссен»? Попробуем заглянуть в толковый словарь, но там вы никогда не найдете этого слова, его там просто нет.

Придешь домой, берешь газету, глядь - на первой странице «КурS валют», на другой странице написано TATNEFT , туристическая компания Нурлат Travel предлагает хорошо отдохнуть.

Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы «Allигатор». Переключаешь канал, идет концерт, на сцену выходит очаровательная девушка и нежным голосом начинает петь. Но тут появляются титры: МакSим. Песня «Нежность». И только теперь понимаешь, что тебя обложили со всех сторон.

Иноязычными словами пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. И, кажется, что с этим нельзя справиться. Но это одно дело. Совсем другое, когда чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. Это же нарушение.

Но почему так делают? Агенты по рекламе используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью. Им, кажется, что внимание потребителей легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия фирмы, что глаз невольно цепляется за неправильное сочетание. Расчет, вероятно, оправдывается, но какой ценой. Применяя иностранные слова, не стоит заниматься порчей языка.

Не пришлось бы в близком будущем констатировать этот факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит».

Учитель. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, необходимо в совершенстве владеть родными словом.

Дмитрий Сергеевич Лихачев, ученый-филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому ученому, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего, о точности мысли».
И этому мы будем учиться.

(Слайд 26)

Ученик. И.С. Тургенев призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Ртищевская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области

«Мы сохраним тебя, русская речь»

ученик 9 класса

МОУ «Ртищевская сош»

Руководитель: Семенова Н.Н.,

учитель русского языка и

литературы

План

1. Введение. Народ и язык едины. Обоснование темы. Цели и задачи исследования.

2. Итоги анкетирования в рамках школьного проекта «Русское слово».

3. «Есть слова пострашнее, чем порох…»

4. Из истории возникновения нецензурных слов.

5. Ошеломляющий вывод ученых о влиянии бранных слов на человека.

6. Путь к духовному здоровью

7. Заключение. «Мы сохраним тебя, русская речь…»

Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слову. А для этого надо неустанно работать над совершенствованием и обогащением своей речи, бережно относиться к родному языку, понимать, что слово материально. У него есть своя жизнь, своя история, в которой отражается прошлое, настоящее и будущее русского народа. Я очень неравнодушен к современному состоянию родного русского языка, этим и продиктовано мое обращение к исследованию на данную тему.

В годы царствования Петра Первого знание иностранных языков входило в число задач, которые царь ставил перед юношами - «чтобы можно было их от других болванов распознать». Печальная реалия нашего времени - мы общаемся с «иностранцами» - с плохо говорящим на русском языке обществом. Безграмотность становится национальным бедствием. Мы теряем язык. Я обратил внимание, то у летописца Нестора нет слов «народ», «племя», есть только «язык». Народ и язык - понятия нераздельные, как тело и душа. Единственно верный путь процветания народа - понимание и сохранение родного языка. Исчезнет он - исчезнет и нация. Речь - наиболее содержательное, емкое и выразительное средство общения. Культура речи - это составная часть общей культуры человека. Высокая речевая культура предполагает высокую культуру мышления. Эти вопросы очень актуальны в нашей школьной республике.

Н а дискуссиях, диспутах о русском языке, проводимых в школе, мои сверстники часто задают вопрос: «Не всё ли равно, как говорить? Главное, чтобы тебя понимали!» И мы, как авторы проекта «Чистое слово» терпеливо разъясняем ошибочность и вредность этого тезиса, напоминая прописную истину: нельзя говорить о хорошем плохими словами. Красной нитью в наших мероприятиях проходит высказывание Корнея Чуковского: «Попробуйте хотя бы неделю поговорить на блатном жаргоне – у вас появятся нехорошие мысли, а от нехороших мыслей полшага до плохого поступка…» В рамках названного проекта не раз проводились разного рода конкурсы: сочинений, стенгазет, плакатов, чтецов, связанных с культурой речи, речевым этикетом, этикой поведения в общественных местах, культурой общения в молодёжном коллективе. Мы вместе с учителями боремся за чистое слово, за язык без сорняков и «примесей».Серьезно заставило задуматься над вопросом чистоты русского языка анкетирование учащихся 4 – 11 классов,

Вот каковы его итоги :

    Употребляешь ли ты в своей речи нецензурные слова и выражения?

    никогда – 4%

    редко – 35%

    часто – 61%

    Волнует ли тебя проблема чистоты языка?

    волнует – 43%

    не волнует – 15%

    никогда не задумывался об этом – 42%

    Чем, по-твоему, можно объяснить столь широкое распространение нецензурных слов в нашем обществе?

    свободой слова – 28%

    низким уровнем культуры – 48%

    безнаказанностью за ругань – 24%

    Нецензурные слова среди молодёжи употребляются, потому что…

    не хватает других, хороших слов – 46%

    это способ самоутверждения в глазах других людей- 40%

    свой вариант: «по-другому меня не поймут» – 14%

    Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов?

    это бесполезно - 43%

    можно попробовать, но не думаю, что изменится что-либо – 21%

    борьба необходима в любом случае – 36%

    Как бороться со сквернословием?

    системой штрафов – 27%

    воспитанием – 34%

    самовоспитанием – 34%

    свой вариант: «бесполезно» – 5%

    Хотел(а) бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова?

    да - -

    нет – 90%

    свой вариант: «мне всё равно» – 7%

Более обстоятельный анализ вполне откровенных и искренних ответов– тема большого и отдельного разговора. Мы и не ждали от опроса каких-либо сиюминутных результатов. Тем не менее, анкетирование заставило и педагогов и учащихся задуматься над фактическим уровнем своей культуры, образованности, послужило импульсом для повышения требовательности к своей речи, уровню своей грамотности. Результаты непременно будут обсуждены на классных собраниях, хочется надеяться, что это будет способствовать повышению интереса к родному языку, родной культуре, пробудит в классных коллективах желание, стремление внедрить этические нормы взаимоотношений и поведения в целом.

Человек - часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека - тоже энергии которая распространяется в пространстве, в Космосе. Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

В книге С.С. Орбелиани “Мудрость вымысла” в одной притче говорится, что охотник пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся, ушёл.

Прошло время, животное встречает охотника и говорит: “Ударь топором по голове, чтоб рана была”. Как ни отнекивался охотник, его друг настоял на своём, и охотник нанёс удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: “Посмотри – рана, которую нанёс ты мне, зажила, а рана от слов до сих пор саднит мне сердце”.

Очень хорошо это выразил М. Матусовский в своих стихах:

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

В рамках проекта мы занимаемся историей возникновения матерных слов. Вот что я нашел в литературе об этом позорном языковом явлении в нашей жизни. Грубые нецензурные слова были внесены в нашу речь не татаро-монголами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

В Древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани. Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова “мат” в изначальном варианте, то оно означает “крик” , громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных – “ма” и “мя” – в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти

Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.

Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности).Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячиу рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на растениях, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произноситься то громко, то шёпотом. На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.

В журнале «Наука и жизнь» за 1992 год я прочитал, что проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные “благословляли” т.е. читали молитвы над семенами, убитыми радиоактивным облучением. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма.

Группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. В их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.

Таковы неопровержимые факты, которые мне удалось найти. В Библии сказано: “От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься”. Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит.

Медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном фоне человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека. Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными духовными качествами.

Бездуховность – вот основная причина как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний. До необъятных размеров нужно развить в себе любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки. Согласно заключению экспертов ВОЗ, состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека, – это изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора: по какому пути идти? Я бы предложил всем сквернословам хотя бы на месяц отказаться от бранных слов. Уверен, что очень скоро они обретут здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь своих близких. Мне иногда кажется, что я должен стать миссионером, пойти к своим сверстникам и рассказать им о том, что я думаю о нашем подростковом общении, как важно на любом уровне соблюдать его классические нормы. Не думаю, что результаты анкетирования, проведенного в нашей школе, будут сильно отличаться от других. Ф. Абрамов сказал:В слове скрыта самая великая энергия, известная на Земле, – энергия человеческого духа .

Именно речь, грамотная, красивая, логичная, является тем ручейком, который питает мозг, рождает воображение, создает кладовую памяти, вращает колесо мышления. Ребенок, впитывая слова-образы, постепенно создает для себя картину окружающего мира и выражает свое отношение к нему. И.Песталоцци писал: «Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию».

В заключение хочется вспомнить бессмертные слова Л.Н.Толстого: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращаясь к своим сверстникам, хочу сказать им, заверить наших учителей:

...Мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем.

Навеки.

Глубок смысл этих строк: сохраним слово! Не дом, не жизнь, не родину даже - но: слово. Великое, русское, чистое. Потому что в слове - все. И дом, и жизнь, и родина. И вера.

В слове воплощено духовное богатство народа - вот что необходимо беречь в родном языке. Иначе мы просто выродимся как нация.

Использованная литература

2. Маршак С.Я. Воспитание словом. М.: Просвещение, 1998.

3. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. М.:, Дет. литература, 1976.

4. Школа чтения. Хрестоматия. Составитель Тихомирова И.И./М: Школьная библиотека, 2006.

5. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э. Современный русский язык. М., «Высшая школа», 1998.

6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2007.