Как в ивацевичах комментируют указ лукашенко о деятельности без регистрации ип. Каким бизнесом можно заняться без регистрации ип Каз 337 о регулировании деятельности физических лиц

  • Дата: 18.10.2022

1. Внести в Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2544; 2013, N 14, ст. 1670; N 40, ст. 5044; N 49, ст. 6399; 2014, N 26, ст. 3520; 2015, N 29, ст. 4477), изменение, дополнив пункт 7 абзацем следующего содержания:

"Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые государственными служащими, указанными в абзацах втором и третьем настоящего пункта, направляются кадровой службой федерального государственного органа в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции или в подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации, определяемое Правительством Российской Федерации, в течение 10 дней после окончания срока, предусмотренного для их представления в кадровую службу федерального государственного органа.".

2. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 39, ст. 4588; 2010, N 3, ст. 274; N 27, ст. 3446; N 30, ст. 4070; 2012, N 12, ст. 1391; 2013, N 14, ст. 1670; N 49, ст. 6399; 2014, N 15, ст. 1729; N 26, ст. 3518; 2015, N 10, ст. 1506; N 29, ст. 4477) и в Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденное этим Указом, следующие изменения:

а) в Указе:

в пункте 3:

Подпункт "з" изложить в следующей редакции:

"з) осуществление проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, а также сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверки соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению;";

Подпункт "л" изложить в следующей редакции:

"л) анализ сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, сведений о соблюдении федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и соблюдении установленных для них запретов, ограничений и обязанностей, сведений о соблюдении гражданами, замещавшими должности федеральной государственной службы, ограничений при заключении ими после ухода с федеральной государственной службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также при осуществлении анализа таких сведений проведение бесед с указанными гражданами и федеральными государственными служащими с их согласия, получение от них с их согласия необходимых пояснений, получение от органов прокуратуры Российской Федерации, иных федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций информации о соблюдении федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну), изучение представленных гражданами или федеральными государственными служащими сведений, иной полученной информации;";

в абзаце первом пункта 6 слова "сведений, представляемых гражданами" заменить словами "сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), представляемых гражданами";

б) подпункт "б" пункта 1 Положения изложить в следующей редакции:

"б) достоверности и полноты сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), представленных гражданами при поступлении на федеральную государственную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - сведения, представляемые гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации);".

3. Внести в Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1066 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 39, ст. 4589; 2010, N 27, ст. 3446; 2011, N 4, ст. 572; 2012, N 12, ст. 1391; 2013, N 14, ст. 1670; N 49, ст. 6399; 2014, N 26, ст. 3518; 2015, N 11, ст. 1585), изменение, дополнив подпункт "б" пункта 1 после слов "достоверности и полноты сведений" словами "(в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений)".

4. Внести в Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3446; 2012, N 12, ст. 1391; 2013, N 14, ст. 1670; N 49, ст. 6399; 2014, N 26, ст. 3518; 2015, N 10, ст. 1506; N 52, ст. 7588), изменение, дополнив его пунктом 17.6 следующего содержания:

"17.6. Мотивированные заключения, предусмотренные пунктами 17.1, 17.3 и 17.4 настоящего Положения, должны содержать:

а) информацию, изложенную в обращениях или уведомлениях, указанных в абзацах втором и пятом подпункта "б" и подпункте "д" пункта 16 настоящего Положения;

б) информацию, полученную от государственных органов, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций на основании запросов;

в) мотивированный вывод по результатам предварительного рассмотрения обращений и уведомлений, указанных в абзацах втором и пятом подпункта "б" и подпункте "д" пункта 16 настоящего Положения, а также рекомендации для принятия одного из решений в соответствии с пунктами 24, 25.3, 26.1 настоящего Положения или иного решения.".

5. Внести в Положение о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. N 233 "О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 9, ст. 1223; 2013, N 14, ст. 1670; N 28, ст. 3813; N 49, ст. 6399; 2015, N 52, ст. 7588), следующие изменения:

а) пункт 1 дополнить подпунктом "в" следующего содержания:

"в) уведомления коммерческой или некоммерческой организации о заключении с гражданином трудового договора и (или) гражданско-правового договора на выполнение в такой организации работы (оказание такой организации услуг), если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, исполняемые во время замещения государственной должности Российской Федерации или должности федеральной государственной службы.";

б) пункт 2 дополнить подпунктом "г" следующего содержания:

"г) поступившее в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации уведомление коммерческой или некоммерческой организации о заключении с гражданином трудового договора и (или) гражданско-правового договора на выполнение в такой организации работы (оказание такой организации услуг), если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, исполняемые во время замещения государственной должности Российской Федерации или должности федеральной государственной службы, при условии, что указанному гражданину президиумом ранее было отказано во вступлении в трудовые и (или) гражданско-правовые отношения с этой организацией или что вопрос о даче согласия гражданину на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации и (или) на выполнение в такой организации работы (оказание такой организации услуг) на условиях гражданско-правового договора президиумом не рассматривался.";

в) в пункте 3:

Абзац второй изложить в следующей редакции:

"В обращении, предусмотренном абзацем вторым подпункта "б" пункта 2 настоящего Положения, указываются фамилия, имя, отчество гражданина, дата его рождения, замещаемые должности в течение последних двух лет до освобождения от государственной должности Российской Федерации или увольнения с федеральной государственной службы, наименование, местонахождение коммерческой или некоммерческой организации, характер ее деятельности, должностные (служебные) обязанности, исполняемые гражданином во время замещения им государственной должности Российской Федерации или должности федеральной государственной службы в отношении коммерческой или некоммерческой организации, вид договора (трудовой или гражданско-правовой), предполагаемый срок его действия, сумма оплаты за выполнение (оказание) по договору работ (услуг).";

в абзаце четвертом слова "в подпунктах "б" и "в" пункта 2" заменить словами "в подпунктах "б" - "г" пункта 2";

г) в пункте 3.1:

Абзац первый после слов "обращения, заявления или уведомления," дополнить словами "и от лиц, в отношении которых в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 настоящего Положения представлены уведомления,";

в абзаце втором слова "семи рабочих дней" заменить словами "30 дней";

в абзаце третьем слова "45 дней" заменить словами "60 дней";

д) дополнить пунктом 3.2 следующего содержания:

"3.2. Мотивированное заключение, предусмотренное абзацем четвертым пункта 3 настоящего Положения, должно содержать:

а) информацию, изложенную в обращениях, заявлениях и уведомлениях, указанных в подпунктах "б" - "г" пункта 2 настоящего Положения;

б) информацию, полученную от федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и заинтересованных организаций на основании запросов;

в) мотивированный вывод по результатам предварительного рассмотрения обращений, заявлений и уведомлений, указанных в подпунктах "б" - "г" пункта 2 настоящего Положения, а также рекомендации для принятия одного из решений в соответствии с пунктами 15 - 16.2 настоящего Положения или иного решения.";

е) абзац четвертый пункта 4.1 изложить в следующей редакции:

"По указанию председателя президиума заключение и принятое на его основании решение доводятся до сведения членов президиума на ближайшем заседании президиума. Лицо, представившее обращение, заявление или уведомление, должно быть проинформировано в письменной форме о принятом решении в течение 15 дней со дня его принятия.";

ж) дополнить пунктом 16.3 следующего содержания:

"16.3. По итогам рассмотрения уведомлений, указанных в подпункте "г" пункта 2 настоящего Положения, президиум может принять одно из следующих решений:

а) дать согласие на замещение гражданином должности в коммерческой или некоммерческой организации и (или) на выполнение в такой организации работы (оказание такой организации услуг) на условиях гражданско-правового договора;

б) установить, что замещение гражданином должности в коммерческой или некоммерческой организации и (или) выполнение им в такой организации работ (оказание такой организации услуг) на условиях гражданско-правового договора нарушают требования статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа проинформировать об указанных обстоятельствах органы прокуратуры и уведомившую организацию.";

з) в пункте 17 слова "пунктами 14 - 16.2" заменить словами "пунктами 14 - 16.3";

и) абзац первый пункта 20.1 изложить в следующей редакции:

"20.1. В случае если в обращениях, заявлениях, уведомлениях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 2 настоящего Положения, не содержится указания о намерении представивших их лиц лично присутствовать на заседании президиума, а также в случае рассмотрения уведомления, предусмотренного подпунктом "г" пункта 2 настоящего Положения, голосование по вынесенным на заседание президиума вопросам, связанным с рассмотрением таких обращений, заявлений, уведомлений, по решению председателя президиума может проводиться заочно путем направления членам президиума опросных листов и иных материалов.".

6. Внести в перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1670; N 23, ст. 2892; N 28, ст. 3813; N 49, ст. 6399; 2014, N 26, ст. 3520; N 30, ст. 4286; 2015, N 10, ст. 1506; 2016, N 24, ст. 3506; 2017, N 9, ст. 1339), следующие изменения:

а) дополнить пунктом 14 следующего содержания:

"14. Руководители территориальных органов федеральных государственных органов, специально уполномоченные должностными лицами, указанными в пункте 3 настоящего перечня.";

б) дополнить пунктом 15 следующего содержания:

"15. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур.";

в) дополнить пунктом 16 следующего содержания:

"16. Руководители главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации.".

7. Внести в Положение об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 3 декабря 2013 г. N 878 "Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 49, ст. 6399; 2015, N 52, ст. 7588), изменение, дополнив пункт 12 подпунктом 2.1 следующего содержания:

"2.1) направляет в Федеральную службу по финансовому мониторингу в соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" запросы о предоставлении имеющейся у нее информации;".

8. Внести в форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3520), следующие изменения:

а) слова "(фамилия, имя, отчество, год рождения, серия и номер паспорта, дата выдачи и орган, выдавший паспорт)" заменить словами "(фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер паспорта или свидетельства о рождении (для несовершеннолетнего ребенка, не имеющего паспорта), дата выдачи и орган, выдавший документ)";

б) дополнить разделом 7 следующего содержания:

"7. Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки

N п/п

Вид имущества

● виды деятельности, которые гражданин желает осуществлять;

● виды товаров;

● период осуществления деятельности;

● место осуществления деятельности.

2. Уплатить единый налог по установленной ставке.

Единый налог гражданин обязан уплачивать ежемесячно, но только за те месяцы, когда будет осуществляться деятельность (ч. 1 подп. 1.3 п. 1 Указа № 337).

ВНИМАНИЕ!

При выявлении налоговыми органами факта осуществления деятельности без регистрации в качестве ИП и уплаты единого налога гражданина обяжут уплатить единый налог по установленной ставке. При повторном выявлении указанного нарушения единый налог, подлежащий уплате, будет исчисляться налоговыми органами с применением коэффициента 5 (ч. 3 п. 2 1 ст. 299 НК).

ВАЖНО!

В отличие от договора найма жилого помещения, предоставляемого для длительного проживания, договор найма жилого помещения для краткосрочного проживания регистрации не подлежит и считается заключенным с момента, определенного в договоре (ч. 3 п. 1 ст. 52 ЖК).

Отсутствие требования о регистрации в качестве ИП для осуществления деятельности по сдаче внаем мест для краткосрочного проживания не освобождает гражданина (наймодателя) от обязанности обеспечивать соблюдение нанимателями санитарных и технических требований, правил пожарной безопасности, природоохранных требований и Правил № 399 (п. 4 ст. 26 ЖК).

ВАЖНО!

Жилые помещения предоставляются для краткосрочного проживания из расчета не менее 6 кв.м жилой площади на 1 чел. (ч. 2 п. 17 Правил № 399).

В целях предотвращения возникновения споров сторонам договора найма следует подписать акт приема-передачи жилого помещения, садового домика, дачи. В текст акта целесообразно включить положение о том, что наниматель ознакомлен с санитарными и техническими требованиями, правилами пожарной безопасности, природоохранными требованиями и Правилами № 399.

Оказание парикмахерских и косметических услуг, услуг по маникюру и педикюру

Следует различать косметические и косметологические услуги. Косметологические услуги относятся к медицинской деятельности. В связи с этим для оказания косметологических услуг необходимо получить специальное разрешение (лицензию) (гл. 32 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утв. Указом Президента от 01.09.2010 № 450). Косметические услуги медицинскими не являются.

ВАЖНО!

Виды косметологических процедур, для оказания которых необходимо получать лицензию, закреплены в п. 2 перечня процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую медицинскую деятельность, утв. постановлением Совета Министров от 12.03.2011 № 309.

Для оказания косметических и парикмахерских услуг лицензия не требуется. В то же время обязательным является наличие санитарно-гигиенического заключения (абз. 8 ч. 2 ст. 16 Закона № 340-З, абз. 5 п. 54 Перечня № 104), порядок получения которого указан выше.

Одного санитарно-гигиенического заключения для оказания парикмахерских услуг недостаточно. Не менее важным аспектом осуществления деятельности по оказанию парикмахерских и (или) косметических услуг является соблюдение следующих санитарно-эпидемиологических требований:

● стены и полы помещений, где оказываются соответствующие услуги, должны быть без щелей, ровными и гладкими (п. 13

● все приборы, оборудование и инвентарь должны быть в исправном состоянии, а мебель должна иметь гигиеническое покрытие, выполненное из материалов, устойчивых к моющим и дезинфицирующим средствам (ч. 1 , 2 п. 15 Санитарных норм и правил № 17);

● в случае оказания услуг по маникюру, педикюру необходимо обеспечить комбинированное освещение, при котором к общему искусственному освещению добавляется местное (ч. 2 п. 28 Санитарных норм и правил № 17);

● для предупреждения распространения инфекционных заболеваний следует проводить дезинфекцию используемых инструментов химическим или физическим методами согласно инструкциям по их применению (п. 35 Санитарных норм и правил № 17).

Перед началом оказания парикмахерских услуг гражданину следует внимательно ознакомиться с правилами осуществления указанной деятельности. В частности, необходимо иметь в виду, что:

● до начала оказания услуг необходимо выяснить, имеются ли у клиента какие-либо особенности восприятия и противопоказания к применению парфюмерно-косметической продукции (ч. 1 п. 77 Правил № 1590);

● при оказании услуг на дому у клиента следует иметь при себе набор инструментов и материалов, гарантирующих качество и безопасность оказания соответствующих услуг (ч. 3 п. 77 Правил № 1590);

● гражданин вправе отказать клиенту в оказании услуги в случае, если у него имеются открытые раны, микротравмы, изменения кожного покрова (сыпь, пятна, шелушение), ногтей, волос и клиент не может представить справку об отсутствии заразных кожных заболеваний, поражения педикулезом (ч. 1 п. 78 Правил № 1590).

Граждане, осуществляющие деятельность без регистрации в качестве ИП, вправе рекламировать свои услуги (работы) в порядке, предусмотренном законодательством.

● размещаемая (распространяемая) реклама о товарах (работах, услугах), производимых в Республике Беларусь, должна изготавливаться только с привлечением отечественных организаций и/или белорусских граждан (п. 1 ст. 10 Закона № 225-З);

● реклама размещается на одном из государственных языков (русском и/или белорусском). Исключение составляет размещение рекламы на информационных ресурсах, содержащих информацию только на иностранном языке, иностранные термины, названия товаров и услуг и т.д. (п. 2 ст. 10 Закона № 225-З).

ВНИМАНИЕ!

Гражданин, рекламирующий деятельность, осуществляемую им без регистрации в качестве ИП, не обязан указывать в рекламе какую-либо информацию о себе (например, фамилию и инициалы), а также не обязан уточнять в рекламе, что его деятельность не подлежит госрегистрации.

Граждане могут избрать для себя как один, так и несколько способов рекламы. Это может быть реклама в СМИ, соцсетях, наружная реклама, реклама на транспортных средствах и т.д.

ВАЖНО!

Чтобы осуществлять продажу товаров (работ, услуг) через соцсети, необходимо зарегистрировать интернет-магазин (п. 3 ст. 19 Закона от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»). Таким образом, реклама в соцсетях будет считаться надлежащей, если она лишь предоставляет информацию о товаре (работе, услуге), но не дает возможность напрямую выбрать и приобрести товар.

Размещение наружной рекламы допускается при наличии разрешения местного исполнительного и распорядительного органа после согласования с облисполкомом (Мингорисполкомом), действующим на соответствующей территории (п. 2 ст. 13 Закона № 225-З).

Для размещения рекламы на транспортном средстве необходимо получить согласование исполкома, на территории которого зарегистрировано транспортное средство, предварительно получив согласование соответствующего УГАИ ГУВД Мингорисполкома, облисполкома, на территории которого зарегистрировано транспортное средство (п. 2 ст. 14 Закона № 225-З).

ВЫВОД

Принятие Указа № 337 не только значительно упростит порядок осуществления деятельности граждан с формальной стороны, но и обеспечит вовлечение незанятого населения в легальный бизнес. Вместе с тем для дальнейшей либерализации хозяйственной деятельности физлиц необходимо вносить изменения в иные законодательные акты, которые устанавливают требования к такой деятельности.

Информация подготовлена редакцией портала «Нормативка.by»

Подписанный 19 сентября президентом Беларуси указ № 337 еще не вступит в силу только через месяц, но кто-то уже облегченно вздохнул. Что бы ни говорили, но законопослушных граждан у нас больше… Так что есть надежда, что легализация достаточно широкого перечня видов деятельности и казну позволит пополнить, и сектор «серых» услуг из тени выведет.

Указ «О регулировании деятельности физических лиц» увеличил перечень видов экономической деятельности, для занятия которыми не придется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Для этого необходимо соблюсти лишь два условия: вести дело самостоятельно, без привлечения сторонних лиц, и уплачивать единый налог как ИП. Еще одна важная деталь - документ не распространяется на иностранных граждан, лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих на территории Беларуси.

Напомним, что до сих пор было определено только 18 видов деятельности. В нынешний список вошли, пожалуй, самые востребованные как у исполнителей, так и у потенциальных потребителей услуги.

Знакомая, полгода назад окончившая курсы парикмахеров, не скрывает радости: «Теперь мы с братом сможем самостоятельно и легально заниматься тем, что нравится». До сих пор Татьяна делала стрижки и свадебные прически только родным и знакомым, устроиться официально в небольшом райцентре парикмахером нереально. Младший ее брат давно мечтал уйти из скромной сапожной мастерской, чтобы в одиночку заниматься ремонтом обуви. Но открывать собственное дело финансы (вернее, их отсутствие) не позволяли. Зато в ближайшем будущем они планируют воспользоваться новыми возможностями и, как выразилась Татьяна, «работать на себя с минимальными затратами».

Но вернемся к перечню. Возможно, благодаря его расширению, откажутся от сомнительных российских шабашек наши стихийные строительные бригады. Потому что легализован целый ряд работ - штукатурные и малярные, стекольные и по облицовке стен, работы по устройству покрытий пола и оклеивание стен обоями, кладка и ремонт печей и каминов. Большой выбор у специалистов «по компьютерам» - начиная от разработки веб-сайтов и программного обеспечения и заканчивая техническим обслуживанием компьютерной техники и обучением работе на ПК.

Кроме того, к предпринимательской деятельности не будут относиться реализация изготовленных собственноручно хлебобулочных и кондитерских изделий, предоставление принадлежащих на праве собственности физическому лицу жилых помещений другим физлицам, садовых домиков и дач для краткосрочного проживания, ремонт часов и обуви, сборка, ремонт и восстановление мебели, распиловка и колка дров, погрузка-разгрузка грузов, производство одежды и обуви из материалов заказчика, парикмахерские и косметические услуги, услуги по маникюру-педикюру. Плюс широкий спектр дизайнерских услуг - от моделирования предметов оформления интерьера, мебели, одежды до оформления интерьеров и украшения автомобилей.

Стоит упомянуть и о едином налоге, который предстоит уплачивать мастерам. Из приложения к вышеупомянутому указу следует, что размеры базовых ставок этого самого налога зависят как от вида деятельности, так и от того, где это дело будет «прописано». География разделена на три группы. В первую вошли Минск, Минский район и все областные центры. Во вторую - города Барановичи, Пинск, Бобруйск, Борисов, Жлобин, Жодино, Лида, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк и Солигорск. В третью - все другие населенные пункты. Например, размер базовой ставки ЕН за разработку веб-сайтов в Минске или Бресте в месяц составит 55-97 рублей. За ту же деятельность, но в населенном пункте из третьей группы, месячная плата будет 30-57 рублей.

Самая высокая планка обозначена на предоставление временного жилья и строительную деятельность: если сравнивать по «географическим» группам, то это 52-145, 42-145 и 23-120 рублей соответственно. Самая низкая базовая ставка ЕН - за распиловку и колку дров, погрузку-разгрузку: 5-39 руб., 4,5-27 руб. и 4-18 руб. соответственно.

В официальном комментарии документа сказано, что указ создаст дополнительные условия для повышения самозанятости населения, вовлечения его в экономическую деятельность и будет содействовать развитию предпринимательства.

А как чувствуют себя те, кто мог бы попасть в струю изменений, но уже имеет статус ИП?

Брестчанка Александра М. совсем недавно открыла небольшой маникюрный салон и теперь ругает себя за торопливость.

Чуточку терпения - и могла бы сегодня радоваться этому самому указу. Досадно, но после драки кулаками не машут… В общем-то все поправимо, хотя процедура выхода из ИП, слышала, долгая. Пока указ вступит в силу, разберусь - в каком качестве мне будет выгоднее работать. Скорей всего, буду выходить из индивидуальных предпринимателей.

Уже сейчас многие интересуются: каким образом, работая без регистрации в качестве предпринимателя, обезопасить себя на будущее в смысле пенсии. За консультацией «Вечерка» обратилась в Брестское областное управление ФСЗН. Как сообщила начальник отдела организации сбора платежей Ольга Конашук, на сегодняшний день граждане, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам у физических лиц, физлица, осуществляющие предусмотренные законом виды ремесленной деятельности или оказывающие услуги в сфере агроэкотуризма без регистрации в качестве ИП, могут встать на учет и уплачивать обязательные страховые взносы на пенсию и социальное страхование с даты постановки на учет в органах фонда. Что касается размера взносов, то эта категория самостоятельно решает, какой доход декларировать, но сумма эта не должна быть меньше минимальной зарплаты, установленной и индексированной в соответствии с законодательством. Физическое лицо может выбрать - как уплачивать: в виде общего взноса в размере 35 % от минималки (сегодня этот взнос составляет 92,75 руб.), только пенсионный (29 % от МЗП) либо только за социальное страхование (6 %).

Размеры базовых ставок единого налога, рублей в месяц

Вид деятельности Минск, Минский район, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев Барановичи, Бобруйск, Борисов, Жлобин, Жодино, Лида, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск другие населенные пункты

Реализация
хлебобулочных и кондитерских
изделий,
готовой
кулинарной
продукции

16−97 15−60 10−60

Предоставление
физлицам жилых помещений, садовых домиков, дач для
краткосрочного
проживания (за каждое жилое
помещение, садовый домик, дачу)

52−145 42−145

Работы и услуги по
дизайну интерьеров, графическому
дизайну, оформлению
(украшению) автомобилей,
внутреннего
пространства
капитальных
строений, помещений, иных мест, моделирование предметов оформления интерьера,
текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов
личного пользования
и бытовых изделий

55−97 50−87 30−57

Ремонт часов, обуви; ремонт и восстановление,
включая перетяжку,
домашней мебели из
материалов заказчика; сборка мебели; настройка музыкальных инструментов

25−86 20−86 15−79

Распиловка и
колка дров,
погрузка и разгрузка грузов

5−39 4,5−27 4−18

Производство
одежды (в том числе головных уборов) и обуви
из материалов заказчика

25−113 19−113 17−80

Штукатурные,
малярные,
стекольные работы, работы по устройству
покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями,
кладка (ремонт) печей и
каминов

52−145 42−145 23−120

Разработка веб-сайтов,
установка (настройка)
компьютеров и
программного
обеспечения,
восстановление
компьютеров после сбоя,
ремонт,
техобслуживание
компьютеров и
периферийного
оборудования,
обучение работе на
персональном
компьютере

55−97 50−87 30−57

Парикмахерские и
косметические услуги,
услуги по маникюру и
педикюру

38−116 32−60 21−47

Указ президента № 337 от 19 сентября расширил перечень работ, которые можно будет выполнять без регистрации ИП. Что об этом думают люди, которых коснется этот указ, что говорят в налоговой, узнавал «Першы Рэгіён».

Согласно опубликованному указу, в , включили реализацию домашней выпечки, краткосрочную сдачу жилья, ремонт и восстановление мебели, некоторые виды отделочных работ (штукатурные, малярные, стекольные и пр.), ремонт и тех обслуживание компьютеров, парикмахерские и косметические услуги и другое.

Как это будет работать

Как пояснили «Першаму Рэгіёну» в инспекции по налогам и сборам по Ивацевичскому району, в принципе, нового в этом нету, и ранее существовал перечень работ, которые можно было осуществлять без регистрации ИП. Например, музыкальное сопровождение свадеб, услуги тракториста на селе и так далее.

В налоговой пояснили, что благодаря новому Указу №337 просто расширился перечень работ, которые можно будет выполнять без регистрации ИП.

То есть, действует уведомительный принцип – вы приходите в налоговую, пишете заявление о том, что будете оказывать определенные услуги, вам выписывают квитанцию на уплату единого налога. После его уплаты вы можете месяц заниматься выбранным видом деятельности.

Отличие от ИП – то, что вам не нужно регистрироваться через исполком, а также уплачивать налог постоянно, даже в период, когда не выполняете работы по тем или иным причинам, например, в «мертвый сезон». Нашли заказы на месяц, уплатили единый налог, и можете идти штукатурить, или продавать выпечку.

Также, не нужно иметь кассовые аппараты, клиент может производить с вами расчет наличными.

В ивацевичской налоговой инспекции высказали мнение, что Указ №337 должен способствовать выводу «из тени» многих работников, которые и так оказывают те или иные работы и услуги, но «неофициально».

И хочется, и колется…

Как рассказала «Першаму Рэгіёну» работница одного из предприятий города в сфере строительных и отделочных работ, «идея интересная, но каким будет ее исполнение?»:

«Да, многие рабочие государственных организаций хотели бы работать на себя, так как зарплаты в строительной сфере упали значительно. Строительная сфера, в целом, переживает не лучшие времена. Однако, в этом указе я вижу некоторые нюансы – каков будет единый налог для тех же штукатуров? Если он будет 150-200 рублей, то никто «из тени» выходить и не будет. Потому что не факт, что ты насобираешь заказов на месяц, чтобы с уверенностью идти и платить этот налог. Посмотрим, какую ставку этого налога установят. Мне кажется, что все-равно, тот, кто работает нелегально, будет продолжать так же работать, по своей наработанной клиентской базе, через «сарафанное радио». Хотя, не сомневаюсь, что многие хотели бы попробовать работать открыто – давать объявления в интернете, в газету».

Житель Ивацевичей, оштрафованный некоторое время назад налоговой за оказание услуг без регистрации ИП, рассказал, что он почитал уже вчерашний указ Лукашенко, и сам задумывается о возможной деятельности в его рамках:

«У меня есть официальная работа, но не всю неделю, потому хотел бы подрабатывать в свободные дни. Естественно, регистрировать ИП я не хотел, так как в моей сфере не такие доходы, чтобы это было выгодно. Зарегистрировать и платить налоги, когда работы нет? Посмотрим, какой будет этот единый налог. Может быть, это и будет выгодно. Ведь, сами понимаете, работы сейчас особо не найти, у меня зарплата маленькая, нужно кормить семью, ребенок маленький. Потому, дополнительный приработок не помешал бы».

1. Установить, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г. и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере. Запрещается обязывать граждан, имеющих указанные земельные участки, выкупать их или брать в аренду.

Судебная практика и законодательство - Указ Президента РФ от 07.03.1996 N 337 (ред. от 25.01.1999) "О реализации конституционных прав граждан на землю"

До сих пор не урегулирована проблема сельскохозяйственных земель. Считаю, что Правительство недопустимо затянуло реализацию положений прошлогоднего Указа о конституционных правах граждан на землю.

Необходимым условием активизации инвестиционного процесса и улучшения качества управления предприятиями становится реформа системы бухгалтерского учета. Действующая система устарела, она не обеспечивает необходимой информацией ни управляющих, ни собственников, ни инвесторов. Разговоры о переходе на международные стандарты бухгалтерского учета ведутся уже пять лет, но до сих пор результатов нет. Правительство обязано до 1 сентября текущего года разработать программу и необходимые нормативные документы для перехода с 1998 года на новые принципы бухгалтерского учета.