С. Никитин "Встреча зимы": анализ стихотворения. И. Никитин "Встреча зимы" Иван саввич никитин встреча зимы

  • Дата: 18.10.2022

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.

Стихотворение
ВСТРЕЧА ЗИМЫ

Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.

В полдень дождь перестал
И, что белый пушок,
Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, -
Где угодно гуляй:
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях. В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни. В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко за­таенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звуча­ла в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.
Дмитрий Ковалёв

А.Н. Майков

(1887 - 1964), поэт, переводчик.
Родился 22 октября (3 ноября н.с.) в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В.Стасова, известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова он переезжает в Петербург, учится в одной из лучших гимназий, целые дни проводит в публичной библиотеке, где работал Стасов.

В 1904 в доме Стасова Маршак познакомился с М.Горьким, который отнесся к нему с большим интересом и пригласил его на свою дачу на Черном море, где Маршак лечился, учился, много читал, встречался с разными людьми. Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий царского правительства после революции 1905, Маршак вернулся в Петербург, куда к тому времени перебрался его отец, работавший на заводе за Невской заставой.

Началась трудовая молодость: хождение по урокам, сотрудничество в журналах и альманахах.

Через несколько лет для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул много путешествует пешком по Англии, слушает английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, впоследствии прославившими его.
Известные стихи Майкова«Ласточка примчалась» (1858) и «Колыбельная песня» («Спи, дитя мое, усни!...», 1858). Реальные представления автора о русской природе здесь неотделимы от его идиллических воззрений. Ласточка приносит весну – поэт связывает с прилетом птиц лишь неотвратимую смену времен года:

Будь хоть снег, хоть дождик –

Все весною пахнет!

Природа, воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.

Иван Саввич Никитин

(1824 - 1861)

Русский поэт. Родился в семье торговца. Учился в духовной семинарии (до 1843). Разорение отца вынудило Н. стать содержателем постоялого двора. В 1859 Н. открыл книжный магазин, ставший важным центром литературно-общественной жизни Воронежа. Раннее творчество поэта (1849-54; печатался с 1853) отмечено противоречивыми тенденциями: он отдал дань религиозно-мистическим настроениям, идиллически-созерцательным описаниям природы, но в некоторых его стихах звучали и социальные мотивы («Тишина ночи», «Мщение» и др.). Творческая зрелость Н. относится к периоду общественного подъёма середины 50-х гг.; большое значение для формирования его мировоззрения имела революционно-демократическая критика, в том числе статьи о нём Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова. В поэзии Н. утвердилась тема народной жизни: стихотворения «Бурлак», «Жена ямщика», «Уличная встреча» и др., поэма «Кулак» (1857, опубликовано 1858). Беспросветная жизнь крестьян воссоздана в стихотворении «Ночлег в деревне», «Пахарь», «Нищий», «Поминки» и др.; страдания городской бедноты - в стихотворениях «Портной», «Мать и дочь». Протестом против несправедливого общественного строя прозвучали стихотворения «Староста», «Опять знакомые виденья», «Хозяин», поэма «Тарас» (1860, опубликовано 1861).

Ряд стихотворений этого прекрасного поэта прочно вошёл в детское чтение.

И.С.Никитин, поэт-демократ, выходец из социальных низов, принадлежал к некрасовскому направлению в литературе. В его стихотворениях перемежаются раздумья о народе, его выносливости, жизнерадостном и стойком характере с картинами природы. Практика детских публикаций узаконила использование ряда фрагментов из стихотворений Никитина в качестве самостоятельных поэтических произведений. Таков отрывок из стихотворения «Встреча зимы» (1854), в который вошли строфы. Рисующие картину первого снега: замёрзла река, снег укрыл землю и блестит на солнце разноцветным огнём.

С щёдростью радушного хозяина поэт приглашает гостью-зиму:

Где угодно гуляй,

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Поэт восхищается стойкостью, выносливостью русского человека:

Нам не стать привыкать-

Путь мороз твой трещит:

Наша русская кровь

21. А.Н. Плещеев: «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи…»). И.З. Суриков: «Зима» («Белый снег пушистый в воздухе кружиться»).

Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) . Поэт, переводчик, литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых.

А.Н. Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.

"Весна!"- читаешь в каждом взоре;

И тот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят - кто больше всех

Природы любит обновленье!

Стихотворение «Весна» повествует о том, как начинается весна, как она приходит.Главный образ – Весна, его помогают раскрыть образ весеннего солнца, леса, лесного ручья, птичек.

можно сказать, что образ Весны дан собирательно. А.Н.Плещеев редко изображает природу многокрасочной и нарядной. Он передает картины природы, не описывая их подробно, а схватывая лишь отдельные интриги, воспроизводя общую обстановку и создавая общий настрой.

Ива́н Заха́рович Су́риков (25 марта (6 апреля) 1841 - 24 апреля (6 мая) 1880) - русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе. Автор хрестоматийного стихотворения «Вот моя деревня». Другое его стихотворение, «В степи», в народной переработке стало популярнейшей песней «Степь да степь кругом». Суриков родился 25 марта (6 апреля) 1841 в деревне Новосёлово Угличского уезда Ярославской губернии в семье оброчного крепостного графа Шереметева Захара Андреевича Сурикова (ум. 1881). Некоторое время жил в деревне, затем весной 1849 г. вместе с матерью переехал в Москву, где его отец работал приказчиком в мелочной лавке. Мальчик помогал отцу в работе, параллельно обучился грамоте, много читал - поначалу в основном жития святых (по которым его учили). Очень рано начал писать стихи, но его первые поэтические опыты не дошли до нас - автор уничтожил их.

Поэт умер в Москве от чахотки 24 апреля (6 мая) 1880, в бедности. Похоронен на Пятницком кладбище.

К числу произведений такого рода следует отнести и стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «Зима». Выходец из крестьян, Суриков известен рядом поэтических шедевров, которые были усвоены самой широкой массой народа. Истинная народность и национальная характерность поэтического дара позволили Сурикову создать простые и в то же время глубоко поэтические стихи.

В стихотворении «Зима» всё реально:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложиться…

Стали дни короче,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

В теории литературы такой стиль называют автологическим: слова и выражения употребляются в прямом значении. Это и создаёт ощущение необычайной простоты. Немногие формы поэтической образности, к которым прибегает автор (сравнение снега, покрывшего поля, с пеленою, а снега на деревьях с чудной шапкой и др.), не усложняют поэтической картины: сравнение чётко отделяет реальное от того. С чем оно сравнивается. Поэт всецело доверился поэтичности самой картины природы: выпал снег, настала зима. Радостное чувство обновления, наступившего в природе с приходом зимы, знакомо каждому человеку – особенно ждут снега дети, чувство, с которым написано стихотворение, понятно им.

Зима - необыкновенное время года. Белый пушистый снег, заснеженные деревья, морозный воздух. Не зря в народе называют зиму красавицей, волшебницей. Это удивительное время года вдохновило поэта к созданию прекрасных поэтических строк. Поэт всецело доверился поэтичности самой картины природы: выпал снег, настала зима. Радостное чувство обновления, наступившего в природе с приходом зимы, знакомо каждому человеку- особенно ждут снега дети. Чувство, с которым написано стихотворение, понятно им.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с содержанием стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы»;
  • учить понимать настроение, мысли поэта;
  • формировать навыки выразительного чтения; воспитывать способность, желание увидеть в музыке, в картинах художников всю красоту зимней природы.

Оборудование : учебники; вырезанные из бумаги снежинки; картины художников: А. Пластов «Первый снег», К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»; музыкальная запись С. Прокофьева Вариации Феи Зимы из балета «Золушка».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

С раннего детства нам запоминаются стихи о весенней, летней, зимней природе. Читая, их мы словно открываем, книгу природы. Давайте вспомним стихи о зимней природе, где природа оживает, где она нарисована в образах, близких к миру сказок и песен.

(Подготовленные дети читают стихи А. С. Пушкина)

Вы прослушали пушкинские строки, которые дали глубже понять и увидеть красоту зимней природы. А сегодня мы с вами посмотрим, как изобразил зиму в своём стихотворении И. С. Никитин. Мы совершим путешествие в мир поэзии, искусства, музыки, и увидим как поэты, художники, музыканты изображают в своих произведениях зиму. А поможет нам в этом маленькая снежинка.

II. Работа над темой урока


И на бумагу к поэту попала

1. Введение в тему

  • Прочитайте название стихотворения. (Стихотворение называется «Встреча зимы».)
  • Как вы думаете, о чём оно? (Оно, наверное, о том, как приходит зима и как её встречают.)
  • Ребята, а кто из вас любит это время года?
  • Как вы встречаете зиму, расскажите. (Ответы детей. Они делятся своими впечатлениями.)

2. Чтение стихотворения учителем

(После чтения учитель выдерживает паузу.)

Встреча зимы

Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над, землёю туман
Облаками вставал.

Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.

На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,

Словно рад он чему, -
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, -
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!

Искони уж таков
Православный народ:
Летом, смотришь, жара -
В полушубке идёт;
Жгучий холод пахнул -
Всё равно для него:
По колени в снегу,
Говорит: «Ничего!»
В чистом поле метель
И крутит, и мутит, -
Наш степной мужичок
Едет в санках, кряхтит:
«Ну, соколики, ну!
Выносите, дружки!»
Сам сидит и поёт:
«Не белы-то снежки!..»

Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя,
Если к бурям у нас
Привыкает дитя?

Когда мать в колыбель
На ночь сына кладёт,
Под окном для него
Песни вьюга поёт.

И разгул непогод
С ранних лет ему люб,
И растёт богатырь,
Что под бурями дуб.

Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси святой!

И случится ли, к нам
Гость незваный придёт
И за наше добро
С нами спор заведёт -

Уж прими ты его
На сторонке чужой,
Хмельный пир приготовь,
Гостю песню пропой;

Для постели ему
Белый пух припаси
И метелью засыпь
Его след на Руси!

3. Первичное понимание текста

– Понравилось вам стихотворение?
– Какие чувства вы испытывали при чтении этого стихотворения? (В начале мне было грустно, шёл осенний холодный дождь, веял холод в лицо и плакал лес. А потом природа меняется: упал белый пушистый снежок на грязную землю, воздух стал чистым, лес весело смотреть. И мои чувства менялись. Стало радостно, светло на душе...)

4. Самостоятельное чтение детьми стихотворения «жужжащим» чтением

5. Выборочное чтение

– Можно ли сказать, что Никитин в стихотворении «Встреча зимы» создаёт как бы подвижные картины природы? (Да, это действительно так.)
– Проследите, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете. (Дети зачитывают строки начала стихотворения.)
– Какой поре посвящено стихотворение? (Стихотворение посвящено предзимью. Когда зима ещё не наступила, но идёт первый снег.)
– Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строки и перечитайте их. (Ребята зачитывают эти строки. Первый снег закрывает грязь кругом. Становится чисто, светло и красиво.)
– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? (Да, он называет зиму гостей, приглашает к себе.)
– Ребята, любил ли поэт русскую зиму? (Да, он её любил.)
– А как он относился к русским людям, к простому человеку? (Мы видим из стихотворения, что он любил и уважал русский народ.)(Зачитывают отрывки о мужичке, о маме.)
– Как понимаете слова «искони»? (Издавна, с незапамятных времён.)

6. Выразительное чтение в классе

III. Физкультминутка

Мы белые снежинки
Летим, летим, летим
Дорожки и тропинки
Мы все запорошим.

IV. Зима в картинах русских художниках

Маленькая снежинка с неба упала,
И на холст художнику попала

(Дети рассматривают картину А. Пластова «Первый снег»)

– Очарованию первого снега, ещё нежного, робкого, посвящена картина русского художника Пластова.
– Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (Радостное, весёлое, хочется выбежать во двор, протянуть руки и поймать первые снежинки)

Обычный деревенский пейзаж (зимний день) изображён на картине Юона «Конец зимы»

На картине мы видим деревянный сарай с поредевшей за зиму поленницей дров, ребят собравшихся на лыжную прогулку, домашнюю птицу, копошащихся в снегу. Вдали заснеженный лес.

Сам художник рассказывал об истории создания картины так «Было необычное утро, казалось, что природа праздновала какой-то небывалый праздник, – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и ярких теней на синем снегу».

Какая картина, по вашему мнению, могла бы служить иллюстрацией к произведению И.С.Никитина «Встреча зимы»

(На столах у ребят лежат вырезанные из бумаги снежинки, дети прекрепляют их под картины художников)

V. Зима в картинах русских композиторов

Маленькая снежинка с неба упала,
И на ноты к композитору попала.

(Звучит музыка советского композитора С. Прокофьева. В это время детям предлагается нарисовать красивую снежинку.)

Информация для детей: А знаете ли вы, что в природе в одном снегопаде снежинки могут быть различными по форме (от 8 до 40 форм). А всего люди насчитывают 246 различных форм снежинок. Но у всех шесть лучей.

VI. Итог урока

– С какими произведениями мы познакомились на уроке?
– Завершая наше путешествие, я хочу, чтобы музыка зимы звучала в вашей душе и прибавляла вам бодрости, здоровья и хорошего настроения.

В творчестве И. Никитина есть ряд стихотворений посвященных зиме. Одним из лучших образцов является «Встреча зимы». Под этим названием часто подразумевают первую часть произведения «Ночь прошла. Рассвело», написанного в 1853 г (до характеристики русского народа).

Тема стихотворения «Встреча зимы» – наступление зимы и перемены, принесенные холодным временем года. Автор стихов показывает, что зима в его краях – не суровая красавица, а долгожданная гостья, которая приносит природе радость, свежесть и легкость.

В центре стихотворения пейзаж, отображающий осенне-зимний рубеж. За изменениями наблюдает лирический герой, который почти все время находится «за кулисами». Сначала он наблюдает за осенней погодой с ветром и дождем. Кажется, золотая красавица чувствует, что ей скоро придется покинуть привольный край, поэтому и роняет слезы. Вместе с осенью плачет и лес, но герой не может догадаться, о чем он печалится.

На следующий день дождь сменился пушистым снежком. Он быстро укрыл все белым ковром. На рассвете лирический герой любуется безоблачным небом и наслаждается чистым и легким воздухом. Зимний пейзаж впечатляет блеском снега и веселым кудрявым лесом над чистым полем.

Лесу посвящено несколько строк. Этот образ динамичный: вначале, когда природа провожает осень, он грустный, а в предвкушении зимы – веселый. В описании леса находится место и образу-символу России – березам. Белокорые красавицы уже сняли сережки, но зима им подарила новое украшение – капли-алмазы. Деревья приветствуют зиму, считая ее гостьей. Ей позволяют веселиться от души: петь песни севера, строить мосты, разгуливать по просторам и расстилать ковры. Нетрудно догадаться, что адресантом приглашения является не только лес, но и лирический герой, и сам автор.

Произведения «Встреча зимы» можно условно разделить на смысловые части: описание прихода зимы и обращение к долгожданной гостье. На строфы текст не делится. Автор использовал разные виды рифмовки, некоторые строки не рифмуются, но их созвучье реализуется при помощи ритма. Стихотворный размер – трехстопный ямб.

Красота зимней природы передается при помощи художественных средств. Главную роль играет олицетворение, при помощи которого И. Никитин оживляет зиму и лес: «плакал сумрачный лес», «смотрит весело лес из-под черных кудрей», «здравствуй, гостья-зима». Сказочная Картины дополняются эпитетами («безлюдный простор», «побелевшие поля», «сдержанные слезы») и сравнениями («что белый пушок…, начал падать снежок», «как алмазы горят»).

Некоторым элементам пейзажа выразительности придает аллитерация, например, в первых стихах неуютную атмосферу передают слова с согласными «р», «с»: «поутру вчера дождь в стекла окон стучал». Описания трескучего мороза делаются более выразительными благодаря согласному «р»: «и замерзла река, на дворах и домах снег лежит…».

В стихотворение «Встреча зимы» отобразилось как народное, так и индивидуально-авторское восприятие холодного времени года.

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.

Стихотворение
ВСТРЕЧА ЗИМЫ

Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.

В полдень дождь перестал
И, что белый пушок,
Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, -
Где угодно гуляй:
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, -
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях. В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни. В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко за­таенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звуча­ла в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.
Дмитрий Ковалёв