Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Стихотворение
ВСТРЕЧА ЗИМЫ
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
В полдень дождь перестал
И, что белый пушок,
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, -
Где угодно гуляй:
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, -
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях. В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни. В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко затаенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звучала в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.
Дмитрий Ковалёв
А.Н. Майков
(1887 - 1964), поэт, переводчик.
Родился 22 октября (3 ноября н.с.) в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В.Стасова, известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова он переезжает в Петербург, учится в одной из лучших гимназий, целые дни проводит в публичной библиотеке, где работал Стасов.
В 1904 в доме Стасова Маршак познакомился с М.Горьким, который отнесся к нему с большим интересом и пригласил его на свою дачу на Черном море, где Маршак лечился, учился, много читал, встречался с разными людьми. Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий царского правительства после революции 1905, Маршак вернулся в Петербург, куда к тому времени перебрался его отец, работавший на заводе за Невской заставой.
Началась трудовая молодость: хождение по урокам, сотрудничество в журналах и альманахах.
Через несколько лет для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул много путешествует пешком по Англии, слушает английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, впоследствии прославившими его.
Известные стихи Майкова«Ласточка примчалась» (1858) и «Колыбельная песня» («Спи, дитя мое, усни!...», 1858).
Реальные представления автора о русской природе здесь неотделимы от его идиллических воззрений. Ласточка приносит весну – поэт связывает с прилетом птиц лишь неотвратимую смену времен года:
Будь хоть снег, хоть дождик –
Все весною пахнет!
Природа, воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.
Иван Саввич Никитин
(1824 - 1861)
Русский поэт. Родился в семье торговца. Учился в духовной семинарии (до 1843). Разорение отца вынудило Н. стать содержателем постоялого двора. В 1859 Н. открыл книжный магазин, ставший важным центром литературно-общественной жизни Воронежа. Раннее творчество поэта (1849-54; печатался с 1853) отмечено противоречивыми тенденциями: он отдал дань религиозно-мистическим настроениям, идиллически-созерцательным описаниям природы, но в некоторых его стихах звучали и социальные мотивы («Тишина ночи», «Мщение» и др.). Творческая зрелость Н. относится к периоду общественного подъёма середины 50-х гг.; большое значение для формирования его мировоззрения имела революционно-демократическая критика, в том числе статьи о нём Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова. В поэзии Н. утвердилась тема народной жизни: стихотворения «Бурлак», «Жена ямщика», «Уличная встреча» и др., поэма «Кулак» (1857, опубликовано 1858). Беспросветная жизнь крестьян воссоздана в стихотворении «Ночлег в деревне», «Пахарь», «Нищий», «Поминки» и др.; страдания городской бедноты - в стихотворениях «Портной», «Мать и дочь». Протестом против несправедливого общественного строя прозвучали стихотворения «Староста», «Опять знакомые виденья», «Хозяин», поэма «Тарас» (1860, опубликовано 1861).
Ряд стихотворений этого прекрасного поэта прочно вошёл в детское чтение.
И.С.Никитин, поэт-демократ, выходец из социальных низов, принадлежал к некрасовскому направлению в литературе. В его стихотворениях перемежаются раздумья о народе, его выносливости, жизнерадостном и стойком характере с картинами природы. Практика детских публикаций узаконила использование ряда фрагментов из стихотворений Никитина в качестве самостоятельных поэтических произведений. Таков отрывок из стихотворения «Встреча зимы» (1854), в который вошли строфы. Рисующие картину первого снега: замёрзла река, снег укрыл землю и блестит на солнце разноцветным огнём.
С щёдростью радушного хозяина поэт приглашает гостью-зиму:
Где угодно гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Поэт восхищается стойкостью, выносливостью русского человека:
Нам не стать привыкать-
Путь мороз твой трещит:
Наша русская кровь
21. А.Н. Плещеев: «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи…»). И.З. Суриков: «Зима» («Белый снег пушистый в воздухе кружиться»).
Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) . Поэт, переводчик, литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых.
А.Н. Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят.
"Весна!"- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе.
Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят - кто больше всех
Природы любит обновленье!
Стихотворение «Весна» повествует о том, как начинается весна, как она приходит.Главный образ – Весна, его помогают раскрыть образ весеннего солнца, леса, лесного ручья, птичек.
можно сказать, что образ Весны дан собирательно. А.Н.Плещеев редко изображает природу многокрасочной и нарядной. Он передает картины природы, не описывая их подробно, а схватывая лишь отдельные интриги, воспроизводя общую обстановку и создавая общий настрой.
Ива́н Заха́рович Су́риков (25 марта (6 апреля) 1841 - 24 апреля (6 мая) 1880) - русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе. Автор хрестоматийного стихотворения «Вот моя деревня». Другое его стихотворение, «В степи», в народной переработке стало популярнейшей песней «Степь да степь кругом». Суриков родился 25 марта (6 апреля) 1841 в деревне Новосёлово Угличского уезда Ярославской губернии в семье оброчного крепостного графа Шереметева Захара Андреевича Сурикова (ум. 1881). Некоторое время жил в деревне, затем весной 1849 г. вместе с матерью переехал в Москву, где его отец работал приказчиком в мелочной лавке. Мальчик помогал отцу в работе, параллельно обучился грамоте, много читал - поначалу в основном жития святых (по которым его учили). Очень рано начал писать стихи, но его первые поэтические опыты не дошли до нас - автор уничтожил их.
Поэт умер в Москве от чахотки 24 апреля (6 мая) 1880, в бедности. Похоронен на Пятницком кладбище.
К числу произведений такого рода следует отнести и стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «Зима». Выходец из крестьян, Суриков известен рядом поэтических шедевров, которые были усвоены самой широкой массой народа. Истинная народность и национальная характерность поэтического дара позволили Сурикову создать простые и в то же время глубоко поэтические стихи.
В стихотворении «Зима» всё реально:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложиться…
Стали дни короче,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
В теории литературы такой стиль называют автологическим: слова и выражения употребляются в прямом значении. Это и создаёт ощущение необычайной простоты. Немногие формы поэтической образности, к которым прибегает автор (сравнение снега, покрывшего поля, с пеленою, а снега на деревьях с чудной шапкой и др.), не усложняют поэтической картины: сравнение чётко отделяет реальное от того. С чем оно сравнивается. Поэт всецело доверился поэтичности самой картины природы: выпал снег, настала зима. Радостное чувство обновления, наступившего в природе с приходом зимы, знакомо каждому человеку – особенно ждут снега дети, чувство, с которым написано стихотворение, понятно им.
Зима - необыкновенное время года. Белый пушистый снег, заснеженные деревья, морозный воздух. Не зря в народе называют зиму красавицей, волшебницей. Это удивительное время года вдохновило поэта к созданию прекрасных поэтических строк. Поэт всецело доверился поэтичности самой картины природы: выпал снег, настала зима. Радостное чувство обновления, наступившего в природе с приходом зимы, знакомо каждому человеку- особенно ждут снега дети. Чувство, с которым написано стихотворение, понятно им.
Цели урока:
- познакомить учащихся с содержанием стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы»;
- учить понимать настроение, мысли поэта;
- формировать навыки выразительного чтения; воспитывать способность, желание увидеть в музыке, в картинах художников всю красоту зимней природы.
Оборудование : учебники; вырезанные из бумаги снежинки; картины художников: А. Пластов «Первый снег», К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»; музыкальная запись С. Прокофьева Вариации Феи Зимы из балета «Золушка».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
С раннего детства нам запоминаются стихи о весенней, летней, зимней природе. Читая, их мы словно открываем, книгу природы. Давайте вспомним стихи о зимней природе, где природа оживает, где она нарисована в образах, близких к миру сказок и песен.
(Подготовленные дети читают стихи А. С. Пушкина)
Вы прослушали пушкинские строки, которые дали глубже понять и увидеть красоту зимней природы. А сегодня мы с вами посмотрим, как изобразил зиму в своём стихотворении И. С. Никитин. Мы совершим путешествие в мир поэзии, искусства, музыки, и увидим как поэты, художники, музыканты изображают в своих произведениях зиму. А поможет нам в этом маленькая снежинка.
II. Работа над темой урока
И на бумагу к поэту попала
1. Введение в тему
- Прочитайте название стихотворения. (Стихотворение называется «Встреча зимы».)
- Как вы думаете, о чём оно? (Оно, наверное, о том, как приходит зима и как её встречают.)
- Ребята, а кто из вас любит это время года?
- Как вы встречаете зиму, расскажите. (Ответы детей. Они делятся своими впечатлениями.)
2. Чтение стихотворения учителем
(После чтения учитель выдерживает паузу.)
Встреча зимы
Поутру вчера дождь В стёкла окон стучал, Над, землёю туман Облаками вставал. Веял холод в лицо В полдень дождь перестал, Ночь прошла. Рассвело. На дворах и домах На безлюдный простор Словно рад он чему, - Здравствуй, гостья-зима! Есть раздолье у нас, - Нам не стать привыкать, - |
Искони уж таков Православный народ: Летом, смотришь, жара - В полушубке идёт; Жгучий холод пахнул - Всё равно для него: По колени в снегу, Говорит: «Ничего!» В чистом поле метель И крутит, и мутит, - Наш степной мужичок Едет в санках, кряхтит: «Ну, соколики, ну! Выносите, дружки!» Сам сидит и поёт: «Не белы-то снежки!..» Да и нам ли подчас Когда мать в колыбель И разгул непогод Рассыпай же, зима, И случится ли, к нам Уж прими ты его Для постели ему |
3. Первичное понимание текста
– Понравилось вам стихотворение?
– Какие чувства вы испытывали при чтении этого
стихотворения? (В начале мне было грустно, шёл
осенний холодный дождь, веял холод в лицо и
плакал лес. А потом природа меняется: упал белый
пушистый снежок на грязную землю, воздух стал
чистым, лес весело смотреть. И мои чувства
менялись. Стало радостно, светло на душе...)
4. Самостоятельное чтение детьми стихотворения «жужжащим» чтением
5. Выборочное чтение
– Можно ли сказать, что Никитин в стихотворении
«Встреча зимы» создаёт как бы подвижные картины
природы? (Да, это действительно так.)
– Проследите, как меняется всё вокруг утром, в
полдень, ночью и на рассвете. (Дети зачитывают
строки начала стихотворения.)
– Какой поре посвящено стихотворение? (Стихотворение
посвящено предзимью. Когда зима ещё не наступила,
но идёт первый снег.)
– Подумайте, почему людей радует первый снег.
Найдите эти строки и перечитайте их. (Ребята
зачитывают эти строки. Первый снег закрывает
грязь кругом. Становится чисто, светло и красиво.)
– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли
сказать, что автор одушевляет природу? (Да, он
называет зиму гостей, приглашает к себе.)
– Ребята, любил ли поэт русскую зиму? (Да, он её
любил.)
– А как он относился к русским людям, к простому
человеку? (Мы видим из стихотворения, что он
любил и уважал русский народ.)(Зачитывают отрывки
о мужичке, о маме.)
– Как понимаете слова «искони»? (Издавна, с
незапамятных времён.)
6. Выразительное чтение в классе
III. Физкультминутка
Мы белые снежинки
Летим, летим, летим
Дорожки и тропинки
Мы все запорошим.
IV. Зима в картинах русских художниках
Маленькая снежинка с неба упала,
И на холст художнику попала
(Дети рассматривают картину А. Пластова «Первый снег»)
– Очарованию первого снега, ещё нежного,
робкого, посвящена картина русского художника
Пластова.
– Какое настроение у вас возникает, когда вы
смотрите на картину? (Радостное, весёлое,
хочется выбежать во двор, протянуть руки и
поймать первые снежинки)
Обычный деревенский пейзаж (зимний день) изображён на картине Юона «Конец зимы»
На картине мы видим деревянный сарай с поредевшей за зиму поленницей дров, ребят собравшихся на лыжную прогулку, домашнюю птицу, копошащихся в снегу. Вдали заснеженный лес.
Сам художник рассказывал об истории создания картины так «Было необычное утро, казалось, что природа праздновала какой-то небывалый праздник, – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и ярких теней на синем снегу».
Какая картина, по вашему мнению, могла бы служить иллюстрацией к произведению И.С.Никитина «Встреча зимы»
(На столах у ребят лежат вырезанные из бумаги снежинки, дети прекрепляют их под картины художников)
V. Зима в картинах русских композиторов
Маленькая снежинка с неба упала,
И на ноты к композитору попала.
(Звучит музыка советского композитора С. Прокофьева. В это время детям предлагается нарисовать красивую снежинку.)
Информация для детей: А знаете ли вы, что в природе в одном снегопаде снежинки могут быть различными по форме (от 8 до 40 форм). А всего люди насчитывают 246 различных форм снежинок. Но у всех шесть лучей.
VI. Итог урока
– С какими произведениями мы познакомились
на уроке?
– Завершая наше путешествие, я хочу, чтобы музыка
зимы звучала в вашей душе и прибавляла вам
бодрости, здоровья и хорошего настроения.
В творчестве И. Никитина есть ряд стихотворений посвященных зиме. Одним из лучших образцов является «Встреча зимы». Под этим названием часто подразумевают первую часть произведения «Ночь прошла. Рассвело», написанного в 1853 г (до характеристики русского народа).
Тема стихотворения «Встреча зимы» – наступление зимы и перемены, принесенные холодным временем года. Автор стихов показывает, что зима в его краях – не суровая красавица, а долгожданная гостья, которая приносит природе радость, свежесть и легкость.
В центре стихотворения пейзаж, отображающий осенне-зимний рубеж. За изменениями наблюдает лирический герой, который почти все время находится «за кулисами». Сначала он наблюдает за осенней погодой с ветром и дождем. Кажется, золотая красавица чувствует, что ей скоро придется покинуть привольный край, поэтому и роняет слезы. Вместе с осенью плачет и лес, но герой не может догадаться, о чем он печалится.
На следующий день дождь сменился пушистым снежком. Он быстро укрыл все белым ковром. На рассвете лирический герой любуется безоблачным небом и наслаждается чистым и легким воздухом. Зимний пейзаж впечатляет блеском снега и веселым кудрявым лесом над чистым полем.
Лесу посвящено несколько строк. Этот образ динамичный: вначале, когда природа провожает осень, он грустный, а в предвкушении зимы – веселый. В описании леса находится место и образу-символу России – березам. Белокорые красавицы уже сняли сережки, но зима им подарила новое украшение – капли-алмазы. Деревья приветствуют зиму, считая ее гостьей. Ей позволяют веселиться от души: петь песни севера, строить мосты, разгуливать по просторам и расстилать ковры. Нетрудно догадаться, что адресантом приглашения является не только лес, но и лирический герой, и сам автор.
Произведения «Встреча зимы» можно условно разделить на смысловые части: описание прихода зимы и обращение к долгожданной гостье. На строфы текст не делится. Автор использовал разные виды рифмовки, некоторые строки не рифмуются, но их созвучье реализуется при помощи ритма. Стихотворный размер – трехстопный ямб.
Красота зимней природы передается при помощи художественных средств. Главную роль играет олицетворение, при помощи которого И. Никитин оживляет зиму и лес: «плакал сумрачный лес», «смотрит весело лес из-под черных кудрей», «здравствуй, гостья-зима». Сказочная Картины дополняются эпитетами («безлюдный простор», «побелевшие поля», «сдержанные слезы») и сравнениями («что белый пушок…, начал падать снежок», «как алмазы горят»).
Некоторым элементам пейзажа выразительности придает аллитерация, например, в первых стихах неуютную атмосферу передают слова с согласными «р», «с»: «поутру вчера дождь в стекла окон стучал». Описания трескучего мороза делаются более выразительными благодаря согласному «р»: «и замерзла река, на дворах и домах снег лежит…».
В стихотворение «Встреча зимы» отобразилось как народное, так и индивидуально-авторское восприятие холодного времени года.
Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Стихотворение
ВСТРЕЧА ЗИМЫ
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
В полдень дождь перестал
И, что белый пушок,
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, -
Где угодно гуляй:
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, -
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях. В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни. В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным, видимо, в самом сокровенном, глубоко затаенном, скрывал за чувством прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее звучала в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу читателя.
Дмитрий Ковалёв
Обустраиваем и украшаем учебный уголок школьника (51 фото) Планировка комнаты школьника
Каталог лучших комнатных цветов с фотографиями и названиями
Как построить соломенный дом?
Как бороться народными средствами с фитофторой на помидорах
Как правильно выполнить утепление пола керамзитом?